Знаковая теория экспозиции
наименование:
Знаковая теория экспозиции
тип работы: контрольные
количество страниц: 22
год написания: 2003
план (Знаковая теория экспозиции):
1. Актуальность темы
2. Изученность проблемы
II. Особенности русской народной вышивки.
1. Сюжеты, материал, техника
III. Русская вышивка как знаковая система экспозиции.
1. Семантика вышивки женских праздничных рубах
2. Семантика вышивки крестьянских полотенец
IV. Заключение.
описание (Знаковая теория экспозиции):
Из всех видов крестьянского искусства вышивка остается наиболее устойчивой в своих древнейших мотивах. Она почти не восприняла новых деформирующих воздействий. Вышивку можно изучать с разных позиций: художественно-тематических, технических, композиционных, семантических систем, заключенных в вышивке. Знаковая система для северной вышивки более характерна, чем для других видов крестьянского искусства.
В иконографическом поле этого искусства встречаются мертвые символы древнеязыческих мировоззрений и живые образы поздних реалистических наблюдений и впечатлений окружающей жизни. Такие разновременные элементы могут сосуществовать в одном произведении рядом, занимая равноправные места в целостной художественно законченной композиции. Не всегда безошибочно можно определить, к какой категории мотивов относится то или другое изображение. Символы, получившие орнаментальную трактовку (солнце, свастика и т. д.) выделить легко. Но немало таких мотивов, иконография которых не может трактоваться однозначно. К таким трудно постигаемым элементам относятся изображения птицы, коня, человеческой фигуры. В композицию вышивки они вводятся как заключающие в себе черты глубочайших и древних символов, в другом случае они вводятся лишь в качестве декоративного элемента, но даже это не объясняет, почему введены именно эти изображения, а не другие. Вполне возможно, что со временем их смысловое наполнение было утеряно, но как изобразительный элемент в предметном репертуаре они сохранились. Таким образом, их тоже надо рассматривать как следы древней символики. Длинный ряд древнейших символических изображений дожил в вышивках до середины XIX в. Это указывает на их устойчивое историческое и художественное бытие. Крестьянское искусство на протяжении веков было их прибежищем.
список литературы (Знаковая теория экспозиции):
Бакушинский А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский // Советский художник. М., 1981. С. 348.
Василенко В. С. Народное искусство / В. М. Василенко // Советский художник. М., 1974. С. 350.
Василенко В. С. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII –XIX вв. / В. С. Василенко // Русское искусство XVIII – 1-й половины XIX вв. М.: Искусство. 1971.
Василенко В. С. Народное искусство второй половины XIX в. / В. С. Василенко // История русского искусства. т. 8., кн. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1964.
Василенко В. С. Народное искусство второй половины XIX в. / В. С. Василенко // История русского искусства. т. 9., кн. 2. М.: Наука, 1965.
Василенко В. С. Народное искусство Севера / В. С. Василенко // Декоративное искусство СССР. 1970. № 6.
Воронов В. С. О Крестьянском искусстве / В. С. Воронов // Советский художник. М., 1972. С. 350.
Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) / Л. Э. Калмыкова // Художник. Л., 1981. С. 203.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1987. 782 с.: ил.
Рыбаков Б. А. Древности русов / Б. А. Рыбаков // Советская археология. т. 17. М.: Наука. 1953.
Василенко В. С. Народное искусство / В. М. Василенко // Советский художник. М., 1974. С. 350.
Василенко В. С. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII –XIX вв. / В. С. Василенко // Русское искусство XVIII – 1-й половины XIX вв. М.: Искусство. 1971.
Василенко В. С. Народное искусство второй половины XIX в. / В. С. Василенко // История русского искусства. т. 8., кн. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1964.
Василенко В. С. Народное искусство второй половины XIX в. / В. С. Василенко // История русского искусства. т. 9., кн. 2. М.: Наука, 1965.
Василенко В. С. Народное искусство Севера / В. С. Василенко // Декоративное искусство СССР. 1970. № 6.
Воронов В. С. О Крестьянском искусстве / В. С. Воронов // Советский художник. М., 1972. С. 350.
Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) / Л. Э. Калмыкова // Художник. Л., 1981. С. 203.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1987. 782 с.: ил.
Рыбаков Б. А. Древности русов / Б. А. Рыбаков // Советская археология. т. 17. М.: Наука. 1953.