Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся
наименование:
Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся
тип работы: курсовые
количество страниц: 32
год написания: 2006
план (Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся):
1 Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности 5
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в контексте учебной деятельности 5
1. 2 Способы формирования самоконтроля 8
1.3 Характеристика уровней сформированности самоконтроля 11
2 Теоретико-методологические основы использования новых технологий в обучении английскому языку 15
2. 1 Место компьютерного обучения в современной системе образования и его влияние на формирование самоконтроля учащихся 15
2.2 Анализ исследований преподавания иностранного языка и использования компьютерных систем для формирования самоконтроля 17
3 Разработка компьютерных обучающих программ, формирующих самоконтроль учащихся 22
3.1 Разработка примерной программы 22
3. 2 Рассмотрение обучающей программы на примере диска English Talk to Me 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение А Лист самооценки 32
описание (Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся):
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в контексте учебной деятельности
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему представлению это определено тем, что самоконтроль - один из центральных моментов, обеспечивающих независимую деятельность учащихся. Его предназначение состоит в своевременном предупреждении или выявлении уже сделанных ошибок. Развитие учебной деятельности целесообразнее всего начинать с воспитания самостоятельного контроля. Между тем апробация показывает, что именно навык самоконтроля, как правило, оказывается наиболее некрепко выработанным у учащихся [10, c. 48-57].
Авторы, употребляющие представление самоконтроля, понимают его не всегда одинаково. Но при огромном многообразии дефиниций в это понятие непременно включается такое свойство, как сравнение своего действия - его течения, или его итога, или того и второго совместно - с эталоном, стандартом. В одних случаях под эталоном понимают заданный итог действия, в иных - эталоном обнаруживается сам порядок выполнения ключевого действия, содержания и последовательность его актов. Необходимость вырабатывания самоконтроля для успешного выполнения деятельности сознается всеми исследователями. Во всех трудах также утверждается, что самоконтролю надлежит обучать намеренно.
Рассмотрим, как определяют понятие самоконтроля отдельные исследователи.
“Самоконтроль- это умение ученика давать оценку своему труду с двух точек зрения: Правильно ли я ответил? Все ли я ответил?” [8, с.38]. Весьма близко к данному определению самоконтроля дефиниция В.И.Страхова, который полагает, что “самоконтроль есть форма деятельности, выражающаяся в апробации назначенной проблемы, в критической оценке течения работы, в корректировании ее недочетов” [7, c. 113].
Д.Б. Эльконин немного по-иному выражает представление самоконтроля, но значение его остается тем же: “Операция контроля заключается в соизмерении воссоздаваемого ребенком действия и его итога с эталоном через предварительный образ” [18, c. 215]. Эталон метода операции обязан заключать в себе опорные точки, на основе сравнения с которыми может быть совершено действие контроля до того, как реализуется то искомое действие, в целях которого употребляется этот способ. В подобных ситуациях прямое наложение на эталон неосуществимо, так как образец, предоставленный учителем (даже если он перед глазами ребенка), - всегда лишь только единичный эпизод постигаемого способа действия, и как таковой он никогда не может совпадать с настолько же единичным эпизодом совершенного ребенком операции [18, c. 218].
В двух следующих дефинициях самоконтроль рассматривается более обширно. В определении, предоставленном И.И.Кувшиновым, самоконтроль отождествляется с намеренной деятельностью вообще: “Самоконтроль - это сознательное регулирование и планирование деятельности на основании рассмотрения совершающихся в предмете труда видоизменений, разрешающее достигнуть установленной цели” [17, c. 38]. Г.А.Соболева полагает, что “самоконтроль - это умение критически посмотреть на собственные поступки, операции, чувства и мысли, урегулировать собственное поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом” [17, c. 38-45].
Таким образом, в психолого - педагогической литературе воспроизведены различные подходы к установлению сущности самоконтроля. Авторы одних работ анализируют самоконтроль как свойство личности в широком значении этого слова. Иные авторы считают самоконтроль операцией умственной деятельности человека (формой проявления и формирования самосознания, мышления, особенностью ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих трудах самоконтроль определяется как элемент учебной деятельности учащихся, содержащийся в рассмотрении и регулировании ее течения и итогов, или как умение (навык, привычка) контролировать собственную деятельность и поправлять обнаруженные ошибки. Наконец, есть авторы, которые считают самоконтроль способом (средством, условием) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В отдельных работах самоконтроль определяется не по одному, а по двум- трем признакам. Все эти определения не являются ошибочными. Самоконтроль - явление сложное и разностороннее. Каждое из приведенных дефиниций воспроизводит некоторые его стороны. Если сравнить все дефиниции самоконтроля, то можно отметить, что, несмотря на отдельные отличия в формулировках настоящего представления, у всех названных авторов в равной мере сформулирована его психологическая сущность. Состоит она в “соотнесении”, “сравнении” реализовываемых действий с “эталоном”, с “назначенной целью”, “с предъявляемыми требованиями”. То есть, можно сказать, что операция контроля заключается в соотнесении воссоздаваемого ребенком действия и его итога с эталоном через предварительный образ.
список литературы (Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся):
1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – СПб, 2002.
2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения – М., 1998
3. Виснадул Б.Д., Гагарина Л.Г., Игошин А.В. Основы технологии разработки программных продуктов. Учебное пособие. – М., 2006.
4. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 2005.
5. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности – М., 1996
6. Иванов В.М., Мещеряков С.В. Эффективные технологии создания информационных систем. – М., 2005.
7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 2000.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1996.
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск, 1998.
11. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность – М., 1997
12. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 2002.
13. Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. – М., 2006.
14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
16. Михайлов М.Н., Сидоров Г.О. Тренажер по грамматике. // Мультимедиа в преподавании языков. Тезисы конференции. М.: МГУ, 1995. С. 12-18.
17. Фридман Л.Н. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования. - М., журнал «Феникс» 1995, №3
18. Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» - М., журнал «Феникс» 1995, №4
2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения – М., 1998
3. Виснадул Б.Д., Гагарина Л.Г., Игошин А.В. Основы технологии разработки программных продуктов. Учебное пособие. – М., 2006.
4. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 2005.
5. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности – М., 1996
6. Иванов В.М., Мещеряков С.В. Эффективные технологии создания информационных систем. – М., 2005.
7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 2000.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1996.
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск, 1998.
11. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность – М., 1997
12. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 2002.
13. Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. – М., 2006.
14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
16. Михайлов М.Н., Сидоров Г.О. Тренажер по грамматике. // Мультимедиа в преподавании языков. Тезисы конференции. М.: МГУ, 1995. С. 12-18.
17. Фридман Л.Н. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования. - М., журнал «Феникс» 1995, №3
18. Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» - М., журнал «Феникс» 1995, №4