Педагогические принципы методов преподавания
наименование:
Педагогические принципы методов преподавания
тип работы: курсовые
количество страниц: 39
год написания: 2007
план (Педагогические принципы методов преподавания):
Глава 1. Принципы педагогического процесса
1.1. Понятие о принципах педагогического процесса ...... 4
1.2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса .... 9
Глава 2. Педагогические принципы методов преподавания
2.1. Классификация методов обучения ... 13
2.2. Педагогические принципы методов преподавания .... 31
Заключение ... 38
Список литературы ...... 39
описание (Педагогические принципы методов преподавания):
Принципы педагогического процесса
1.1. Понятие о принципах педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса [21, с. 127].
Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление «новых» принципов, таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из обусловленности педагогического процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.
До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников [21, с. 129-130].
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность, как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях [21, с. 132-134].
Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.
При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.
Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. То есть реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения [7, с. 12-15].
Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление — источник социального богатства личности.
список литературы (Педагогические принципы методов преподавания):
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М . 1996.
2. Андреев В.И. Основы педагогики высшей школы. Учеб. пособие. Мн., РИВШ, 2005 – 194 с.
3. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. В 2 ч. Москва; Воронеж, 1996-1997.
4. Березовик Н. А., Козулин А. В., Сманцер А. П., Жук О. Л. Основы педагогики: В 2 ч. Ч. 1. Мн., 1996.
5. Березовик Н. А., Цырельчук Н. А. Теория и практика обучения: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2000.
6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М, 1995.
7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового типа. СПб., 2000.
8. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
9. Гессен С. Основы педагогики. М., 1995.
10. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
11. Гузеев В. В. Образовательная технология: От приема до философии. М., 1996.
12. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие. М., 1999.
13. Жук О.Л. Педагогика. Учебно-методический комплекс для студентов пед. специальностей.- Мн., БГУ, 2003. – 383 с.
14. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.
15. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.
16. Окунев А. А. Как учить не уча. СПб., 1996.
17. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С. В. Смирнова. М., 1999.
18. Педагогические мастерские: Франция - Россия: Пер. с фр. Л. М. Беляевой / Сост. Э. С. Соколова. М., 1997.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999.
20. Подсласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учебн. заведений, Кн. 1., Общие основы. М., Владос, 2005
21. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/Учеб. пособие. – Мн., Тетра-системс, 2002. – 544 с.
22. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой и др. М., 1998.
23. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
24. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000.
25. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Изд. центр Академия, 2001. – 480 с.
26. Современная дидактика: Теория - практике / Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М., 1994.
27. Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
28. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1999.
29. Харламов И. Ф. Педагогика. Мн., 1998.
30. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. М., 2000.
2. Андреев В.И. Основы педагогики высшей школы. Учеб. пособие. Мн., РИВШ, 2005 – 194 с.
3. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. В 2 ч. Москва; Воронеж, 1996-1997.
4. Березовик Н. А., Козулин А. В., Сманцер А. П., Жук О. Л. Основы педагогики: В 2 ч. Ч. 1. Мн., 1996.
5. Березовик Н. А., Цырельчук Н. А. Теория и практика обучения: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2000.
6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М, 1995.
7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового типа. СПб., 2000.
8. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
9. Гессен С. Основы педагогики. М., 1995.
10. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
11. Гузеев В. В. Образовательная технология: От приема до философии. М., 1996.
12. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие. М., 1999.
13. Жук О.Л. Педагогика. Учебно-методический комплекс для студентов пед. специальностей.- Мн., БГУ, 2003. – 383 с.
14. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.
15. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.
16. Окунев А. А. Как учить не уча. СПб., 1996.
17. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С. В. Смирнова. М., 1999.
18. Педагогические мастерские: Франция - Россия: Пер. с фр. Л. М. Беляевой / Сост. Э. С. Соколова. М., 1997.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999.
20. Подсласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учебн. заведений, Кн. 1., Общие основы. М., Владос, 2005
21. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/Учеб. пособие. – Мн., Тетра-системс, 2002. – 544 с.
22. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой и др. М., 1998.
23. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
24. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000.
25. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Изд. центр Академия, 2001. – 480 с.
26. Современная дидактика: Теория - практике / Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М., 1994.
27. Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
28. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1999.
29. Харламов И. Ф. Педагогика. Мн., 1998.
30. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. М., 2000.