ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
наименование:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип работы: дипломные
количество страниц: 98
год написания: 2008
план (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ):
Введение
Глава I. Общая характеристика системы дополнительного образования в России.
1.1. Основные исторические этапы становления дополнительного образования в российском обществе.
1.2. Типология и функции учреждений дополнительного образования на современном этапе.
1.3. Образовательные технологии социально-культурной деятельности как фактор всестороннего развития личности детей и подростков.
Глава II. Особенности реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
2.1. Образовательный и воспитательный потенциал социально-культурной сферы, его сущность и структура.
2.2. Анализ деятельности учреждений дополнительного образования в г. Волгограде.
2.3. Использование развивающих технологий обучения в центрах дополнительного образования детей.
Заключение
Литература
описание (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ):
В условиях становления гражданского общества в России возникла потребность в поиске принципиально новых, неординарных путей решения резко усложнившихся задач в области воспитания и образования подрастающего поколения, так как качественно изменился социальный заказ общества по отношению к учреждениям образования в целом.
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.
В современной социально-экономической ситуации особо возрастает значение неформального образования для личности и общества. Одним из его видов, безусловно, является дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социально-культурные, образовательные потребности человека. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм образовательной деятельности, выступает как мощное средство формирования мотивации духовного роста и личностного развития.
Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной образовательной программы и времени ее освоения.
В контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые и новые требования.
Так, Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 29 марта 2000 года ставит в качестве одного из приоритетных направлений дополнительного образования: «организацию форм дополнительного образования в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграцию дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования».
Т.е. сегодня фактически, дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, ведущий фактор развития творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, необходимых для формирования гражданского общества.
Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях дополнительное образование представляет собой уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. В условиях движения человечества к информационному обществу значение дополнительного образования будет все более возрастать.
Актуальность данной проблематики и обусловила выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: образовательные технологии социально-культурной деятельности.
Предмет исследования: дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности.
Цель дипломной работы: исследовать область и специфику применения образовательных технологий социально-культурной деятельности в сфере дополнительного образования.
Данная цель обусловила выдвижение и решение следующих задач:
1. проанализировать социально-философскую, психологическую, историческую, педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть исторические этапы становления дополнительного образования в России как относительно самостоятельного социально-культурного феномена;
3. изучить типологию и функции учреждений дополнительного образования на современном этапе;
4. охарактеризовать воспитательный и образовательный потенциал социально-культурной деятельности;
5. рассмотреть деятельность учреждений дополнительного образования в г. Волгограде;
6. изучить опыт по использованию развивающих технологий обучения в деятельности детско-юношеских центров досуга и творчества.
Проблемы дополнительного образования подробно рассматривались в работах В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, Н.Н. Михайловой, А.Г. Логиновой, О.Е. Лебедева и др.
Исходя из специфики проводимого исследования, поставленных цели и задач, нами были выбраны следующие методы исследования:
– анализ социально-философской, психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы, различных публикаций по исследуемой проблематике;
– изучение фактологического материала (анализ документов о деятельности учреждений дополнительного образования в контексте проводимого исследования, изучение существующих программ и методических разработок в сфере образовательных технологий социально-культурной деятельности, отбор и применение соответствующих методик);
– включенное наблюдение.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Детско-юношеской центр Дзержинского района г. Волгограда» и центра дополнительного образования «Истоки».
Практическая значимость исследования: В данной дипломной работе анализируются различные аспекты использования современных образовательных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Причем указанные технологии и методики обучения рассматриваются на конкретных примерах, что позволяет сформировать объективное представление о формах и методах построения образовательных процессов в социально-культурной сфере. Во второй главе дипломной работы также дается общая характеристика функционирования системы дополнительного образования в г. Волгограде, содержатся подробные сведения о количестве подобного рода учреждений, численности обучающихся в них детей, основных направлениях и видах культурно-образовательной деятельности.
Материалы, представленные в дипломной работе, могут быть полезны практикам и методистам учреждений социально-культурной сферы, работникам центров дополнительного образования и детско-юношеского творчества, а также всем заинтересованным специалистам, занятым в сфере организации подростково-молодежного досуга.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы
список литературы (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ):
Список использованной литературы
1. Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. - М.: Мос. гор. пед. общество, 1999. - 191 с.
2. Андреева Л.А., Голуб В.С. Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Самара, 1998.
3. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). Киев, 1982.
4. Бадальянц О.В. Сущность образования :(Историко-философский очерк) // Философские проблемы образования. - М., 1996. - С.41-49.
5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Деонтология и праксиология воспитания: проблемы обновления. Тюмень, 1989.
6. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.
7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно—ориентированного образования // Педагогика.—1997.№4.-С.12-14.
8. Бочарова В. Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. М., 1986
9. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
10. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. М., 1995
11. Воспитательная система школы: аспект моделирования. Псков, 1994.
12. Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
13. Генисаретский О.И. и др. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек, 1996, № 4.
14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Издательство: Владос. 2004- 192с.
15. Гуманистическая воспитательная система: вопросы теории // Под ред. М.И. Новикова и А.В. Мудрика. М., 1993.
16. Данильченко В.М. Развитие педагогического стиля деятельности в глобальном образовании. Комсомольск-на-Амуре, 2001.
17. Деникин В.И. Государственная молодежная политика в законодательстве РФ. М., 2002.
18. Евладова Е.Б., Михайлова Н.Н., Логинова А.Г. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2003.
19. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.-32с.
20. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственное формирование личности. Л., 1983.
21. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11
22. Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.
23. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.
24. Клячко Т.Л. Экономическая оценка мер по модернизации образования в Российской Федерации. Материалы к докладу Государственного Совета Российской Федерации. М., 2001.
25. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– С.77-78.
26. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: кн. для учителя / Сост... В.М. Коротов. М., 1979.
27. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда / отв. ред. В.Н. Турченко. Новосибирск, 1985.
28. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
29. Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года.
30. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя. Самара, 1994.
31. Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности: Учеб. пособие. Рига, 1984.
32. Кравченко Н. В. Дополнительное образование и современный подросток: состояние, проблемы и перспективы// Первое сентября. 2005. 10 декабря
33. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
34. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М.,1998.
35. Лукашевич Н.П. Социология образования. М., 1997 – 224с.
36. Мирошкина М.Р. Методические рекомендации для клубных работников. Волгоград, 2000.
37. Мудрик А.В. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы науч.-практ. конф., провед. 10-22октября 1981 г. в г. Липецке / Ред. коллегия: А.В. Мудрик и др. М., 1983.
38. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. М., 1983.
39. Мудрик А.В. О работе по месту жительства учащихся. [Докл. к Всерос. науч.-практ. конф. по вопросам руководства воспитательной работой с учащимися. г. Казань 24-26 марта 1971г.]. М., 1971.
40. Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: МГУ, 1992.
41. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции / Современная педагогика. 1991, № 11.
42. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М., 1978.
43. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
44. Организация поисково-экспериментальной работы в клубах. Опыт работы. Сборник программных, нормативных и аналитических материалов. Екатеринбург, 1997.
45. Отношение коллективности, типы коллективов и проблемы управления развитием коллективности: Тезисы докл. науч. практ. конф., 18-19 октября 1988 г. / Ред. коллегия: З.И. Файнбург (отв. ред.) и др. Пермь, 1988.
46. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
47. Подростковые и молодежные клубы по месту жительства граждан. Сборник документов и материалов. Тула, 1996.
48. Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997
49. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.
50. Правовые проблемы модернизации образования. Отв. ред. И.А. Рожков. - М.:ГУ ВШЭ, 2002. - 192 с.
51. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
52. Психология воспитания // Под ред. В. А. Петровского. М., Школа-пресс, 1996.
53. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
54. Руководителю подросткового клуба. Хабаровск, Краевой Дом Молодежи, 1998.
55. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наука, 1998.
56. Саймон Б. Общество и образование. М.,1989.
57. Сергеева Н.Ю. Деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков. // Дополнительное образование. 2003. № 7 (45).
58. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности – СПб:1992 г., 182 стр.
59. Сыроежкина В.Г., Паршина О.И... Летнее настроение. Комитет по делам молодежи. Волгоград, 2004.
60. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. –М.:Смысл, 2000.-199 с.
61. Тхагажоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы. - М.: Просвещение, 1997. - 99 с.
62. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы ХХI века // Философия образования. - М., 1996. - С.227-245.
63. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед ин-тов. – 2 изд., перераб. и доп. – М.Высш.шк. 1990 – 576 с.
64. Щуркова Н. Практикум по педагогической технологии. Педагогическое общение. России 2001, 250 c.
1. Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. - М.: Мос. гор. пед. общество, 1999. - 191 с.
2. Андреева Л.А., Голуб В.С. Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Самара, 1998.
3. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). Киев, 1982.
4. Бадальянц О.В. Сущность образования :(Историко-философский очерк) // Философские проблемы образования. - М., 1996. - С.41-49.
5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Деонтология и праксиология воспитания: проблемы обновления. Тюмень, 1989.
6. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.
7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно—ориентированного образования // Педагогика.—1997.№4.-С.12-14.
8. Бочарова В. Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. М., 1986
9. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
10. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. М., 1995
11. Воспитательная система школы: аспект моделирования. Псков, 1994.
12. Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
13. Генисаретский О.И. и др. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек, 1996, № 4.
14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Издательство: Владос. 2004- 192с.
15. Гуманистическая воспитательная система: вопросы теории // Под ред. М.И. Новикова и А.В. Мудрика. М., 1993.
16. Данильченко В.М. Развитие педагогического стиля деятельности в глобальном образовании. Комсомольск-на-Амуре, 2001.
17. Деникин В.И. Государственная молодежная политика в законодательстве РФ. М., 2002.
18. Евладова Е.Б., Михайлова Н.Н., Логинова А.Г. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2003.
19. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.-32с.
20. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственное формирование личности. Л., 1983.
21. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11
22. Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.
23. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.
24. Клячко Т.Л. Экономическая оценка мер по модернизации образования в Российской Федерации. Материалы к докладу Государственного Совета Российской Федерации. М., 2001.
25. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– С.77-78.
26. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: кн. для учителя / Сост... В.М. Коротов. М., 1979.
27. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда / отв. ред. В.Н. Турченко. Новосибирск, 1985.
28. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
29. Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года.
30. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя. Самара, 1994.
31. Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности: Учеб. пособие. Рига, 1984.
32. Кравченко Н. В. Дополнительное образование и современный подросток: состояние, проблемы и перспективы// Первое сентября. 2005. 10 декабря
33. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
34. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М.,1998.
35. Лукашевич Н.П. Социология образования. М., 1997 – 224с.
36. Мирошкина М.Р. Методические рекомендации для клубных работников. Волгоград, 2000.
37. Мудрик А.В. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы науч.-практ. конф., провед. 10-22октября 1981 г. в г. Липецке / Ред. коллегия: А.В. Мудрик и др. М., 1983.
38. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. М., 1983.
39. Мудрик А.В. О работе по месту жительства учащихся. [Докл. к Всерос. науч.-практ. конф. по вопросам руководства воспитательной работой с учащимися. г. Казань 24-26 марта 1971г.]. М., 1971.
40. Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: МГУ, 1992.
41. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции / Современная педагогика. 1991, № 11.
42. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М., 1978.
43. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
44. Организация поисково-экспериментальной работы в клубах. Опыт работы. Сборник программных, нормативных и аналитических материалов. Екатеринбург, 1997.
45. Отношение коллективности, типы коллективов и проблемы управления развитием коллективности: Тезисы докл. науч. практ. конф., 18-19 октября 1988 г. / Ред. коллегия: З.И. Файнбург (отв. ред.) и др. Пермь, 1988.
46. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
47. Подростковые и молодежные клубы по месту жительства граждан. Сборник документов и материалов. Тула, 1996.
48. Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997
49. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.
50. Правовые проблемы модернизации образования. Отв. ред. И.А. Рожков. - М.:ГУ ВШЭ, 2002. - 192 с.
51. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
52. Психология воспитания // Под ред. В. А. Петровского. М., Школа-пресс, 1996.
53. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
54. Руководителю подросткового клуба. Хабаровск, Краевой Дом Молодежи, 1998.
55. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наука, 1998.
56. Саймон Б. Общество и образование. М.,1989.
57. Сергеева Н.Ю. Деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков. // Дополнительное образование. 2003. № 7 (45).
58. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности – СПб:1992 г., 182 стр.
59. Сыроежкина В.Г., Паршина О.И... Летнее настроение. Комитет по делам молодежи. Волгоград, 2004.
60. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. –М.:Смысл, 2000.-199 с.
61. Тхагажоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы. - М.: Просвещение, 1997. - 99 с.
62. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы ХХI века // Философия образования. - М., 1996. - С.227-245.
63. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед ин-тов. – 2 изд., перераб. и доп. – М.Высш.шк. 1990 – 576 с.
64. Щуркова Н. Практикум по педагогической технологии. Педагогическое общение. России 2001, 250 c.