'Художественное время и пространство в романе Тургенева'Отцы и Дети'
наименование:
'Художественное время и пространство в романе Тургенева'Отцы и Дети'
тип работы: рефераты
количество страниц: 15
год написания: 2007
план ('Художественное время и пространство в романе Тургенева'Отцы и Дети'):
1. Художественное произведение: пространство и время 5
2. Связь художественного пространства и времени в романе Тургенева «Отцы и дети» 7
Заключение 15
Список литературы: 16
описание ('Художественное время и пространство в романе Тургенева'Отцы и Дети'):
В своей статье Д.С. Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер задействованного пространства. Кроме физических границ, пространство художественного произведения обладает “географическими” параметрами: может быть реальным или воображаемым.
Второй важной характеристикой Д.С. Лихачев считает время, которое как и пространство имеет свои границы. Сюжет может длиться сколь угодно долго в зависимости опять же от необходимости данного произведения. Время также имеет физические характеристики: “может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться “пустым”, редко “населенным” событиями”. Время представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира и важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.
Время, как и пространство лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно "трансформирует" действительное время. По мнению Лихачева "именно оно дает возможность творчества, создает необходимую художнику "маневренность", позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого писателя, другого литературного направления, стиля и т.д.".
Связь времени и пространства – одна из дискутируемых проблем литературоведения. Пространственно-временные отношения были исследованы М. Бахтиным, который ввел в литературоведение термин "хронотоп" (пространство-время). Этот математический термин, основанный на теории относительности Эйнштейна, имеет для литературоведения "метафорическое" значение - "неразрывность пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)". Бахтин так описал процесс слияния времени и пространства: "Время здесь сгущается, уплотняется, становиться художественно зрелым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем". Это слияние и характеризует хронотоп. Бахтин выдел и такую особенность хронотопов как их жанровое значение. Каждому жанру литературы присущ свой набор хронотопов, по которому можно классифицировать произведение. Причем новые хронотопы могут заимствовать мотивы из уже сложившихся стилей, но в своеобразной последовательности, что ведет к рождению абсолютно нового сочетания. "Такие мотивы, как встреча-расставание (разлука), потеря-обретение, поиск-нахождение, узнавание - неузнавание и другие, входят как составные элементы в сюжеты не только романов разных эпох и разных типов, но и литературных произведений других жанров".
2. Связь художественного пространства и времени в романе Тургенева «Отцы и дети»
Время и пространство в романе "Отцы и дети" очень ограниченны, невелики. Действия, жизнь Базарова вмещаются примерно в 12 недель. Границы губернии, о которой идет речь в тексте, равны расстоянию около 100-150 км. Через немногое Тургенев смог показать много - в этом признак большого таланта.
Губерния, в которой мы волею писателя оказываемся вместе с героями, - одна из многих в России. Название местности неизвестно, стало быть, это та небольшая капля, в которой отражается океан, т.е. огромная Россия. (Уместно вспомнить Базарова: зачем изучать весь лес, достаточно посмотреть несколько деревьев одной породы).
Повествование в романе начинается со знаковой даты - 20 мая 1859 года. Известно, что к этому времени общественные силы в связи с главным вопросом эпохи - крестьянским - уже окончательно размежевались.
Как гражданина Тургенева волнует этот вопрос, и свое видение по разрешению проблемы он отражает в романе.
В рукописи Тургенева понятия Отцы и Дети представлены с заглавных букв. Видимо, не случайно, так как и отцы, и дети, представители различных поколений, одинаково значимы в обществе.
Произведение не названо "Молодые и старые", "Революционеры-демократы и либералы-аристократы" или как-то иначе, видимо, по той причине, что понятие Отцы и Дети предполагает очень близкую связь, в первую очередь кровную. Но не только кровная связь может объединять людей, делать их близкими. Это может быть и связь духовная.
Каждый из персонажей так или иначе примыкает либо к "отцам", либо к "детям". Важно учесть для понимания сущности конфликта, каковы социальное происхождение каждого из действующих лиц, их убеждения, привычки. Полная картина особенностей каждого персонажа может быть дополнена теми характеристиками, которые давал Базаров
список литературы ('Художественное время и пространство в романе Тургенева'Отцы и Дети'):
1. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М; Л., 1998
2. Пустовойт П. Г. И. С.Тургенев – художник слова. М., 1997
3. Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева – романиста. М., 1988
4. Чудаков А. П. Слово – Вещь – Мир. М... 1993
5. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М. 1999
6. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. М., 1988. №8.
2. Пустовойт П. Г. И. С.Тургенев – художник слова. М., 1997
3. Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева – романиста. М., 1988
4. Чудаков А. П. Слово – Вещь – Мир. М... 1993
5. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М. 1999
6. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. М., 1988. №8.