Поэзия серебрянного века и музыка
наименование:
Поэзия серебрянного века и музыка
тип работы: рефераты
количество страниц: 15
год написания: 2008
план (Поэзия серебрянного века и музыка):
описание (Поэзия серебрянного века и музыка):
Поэты-символисты, рассуждая о своем литературном течении и раз-вивая его теорию, высказывались, насколько мне известно, таким образом, что музыка в слиянии с жизнью и религией дает искомый результат — гар-моничные стихи, способные выполнять роль некоего мессии.
Мне не очень понятна позиция самого Скрябина, считающего себя музыкантом-символистом, когда он ратовал за крушение мироздания под грохот «соединенных искусств». Но, видимо, это почти то же самое, что и у поэтов-символистов, только с точки зрения музыканта.
Чтобы полнее раскрыть тему, приведу стихотворение Бальмонта о музыке:
Я знаю, что сегодня видел чудо.
Гудел и пел священный скарабей.
Душе был слышен ясный звон оттуда,
Где зреет гром средь облачных зыбей.
Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей,
Мелькало белым тонкое весло.
Играли струны музыкою зрящей,
И сердце пробуждалось в ней светло.
А он, колдун, обеими руками
Нам рассыпал напевный дождь колец
И, весь горя, дрожащими перстами
Касаясь струн, касался всех сердец.
Как видим, для поэта музыка — это чудо совершенное. Музыка — объединяющая сердца идея. Под музыкой надо понимать не буквальную ме-лодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой. Теперь по-нятно, почему группа поэтов-символистов называлась «маломузыкальной». Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторо-ну чуть ли не религиозной любви к России. Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном [7, с. 98].
Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов «музыкальной группы» Бальмон-та и Вяч. Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотво-рений. У Бальмонта в этой связи хочу отметить — «Камыши», «Челн томле-ния». У Вяч. Иванова — «Кормчих звезд», «Человек» и многие стихи на ан-тичную тему.
список литературы (Поэзия серебрянного века и музыка):
1. Сурат И. Три века русской поэзии // Новый мир. – 2007. - №4.
2. Абдуллин И. Цвето-музыкальные синестезии в поэзии Бальмонта // Урал. – 1999. - №4.
3. Ходасевич В.Ф. Брюсов// Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоми-нания. М., 1991.
4. Жирмунский В.М. Теория стиха. – М., 1982.
5. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник статей. - Л.: Наука, 1974.
6. Аверинцев С.С. Ритм как теодицея // Новый мир. – 2001. - №2.
7. Поэтический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1966.
8. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. – М., 1976.
2. Абдуллин И. Цвето-музыкальные синестезии в поэзии Бальмонта // Урал. – 1999. - №4.
3. Ходасевич В.Ф. Брюсов// Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоми-нания. М., 1991.
4. Жирмунский В.М. Теория стиха. – М., 1982.
5. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник статей. - Л.: Наука, 1974.
6. Аверинцев С.С. Ритм как теодицея // Новый мир. – 2001. - №2.
7. Поэтический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1966.
8. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. – М., 1976.