Жанровая доминанта пьесы А.П. Чехова
наименование:
Жанровая доминанта пьесы А.П. Чехова
тип работы: дипломные
количество страниц: 50
год написания: 2005
план (Жанровая доминанта пьесы А.П. Чехова):
описание (Жанровая доминанта пьесы А.П. Чехова):
Актуальность работы заключается в непреходящем интересе к пьесе «Чайка» (как и к другим произведениям А. П. Чехова), а также в дискус-сионности данной темы.
Объект исследования – пьеса А. П. Чехова «Чайка».
Предмет исследования – жанровая сущность пьесы «Чайка», особен-ности и формы проявления чеховского комизма.
Цель работы – выявить и проанализировать специфические формы реализации комического в пьесе «Чайка».
Задачи работы:
1)обобщить и систематизировать научную литературу по теме; уточ-нить ключевые понятия; выявить и проанализировать особенности кон-фликта пьесы «Чайка» в их отношении к проблеме комического;
2)рассмотреть основные формы проявления комизма в пьесе А.П.Чехова «Чайка».
Методологической базой работы являются труды А.П. Скафтымова, В.Е. Хализева, З.С. Паперного, В.Б. Катаева, Г.П. Бердникова, А.П. Чуда-кова, Б.И. Зингермана, И.Н. Сухих, В.Я. Лакшина и других исследовате-лей.
В целом драматургия Чехова привлекла внимание многих исследова-телей. Высказано большое количество плодотворных идей, литературовед-ческая наука располагает богатым арсеналом изданий, посвящённых изу-чению различных аспектов творчества русского писателя. Но рассматри-ваемый нами аспект вследствие некоторых причин находит зачастую лишь эпизодическое освещение в специальной литературе.
В первой главе мы обращаемся к теоретическим вопросам, связан-ным с исследуемым аспектом – проблеме драматического жанра, в частно-сти, комедии; вопросу о сущностных свойствах комического. Также про-слежена краткая история комического жанра.
Во второй главе будет дан непосредственный анализ пьесы А.П.Чехова «Чайка», выявлены особенности конфликта в их отношении к проблеме комического, определена специфика изображения персонажей.
В процессе работы над темой использовались следующие методы ис-следования:
- наблюдение над текстом,
- метод теоретического обобщения и синтеза исследуемых концеп-ций,
- структурно-семантический анализ поэтики.
Результаты данной работы могут быть использованы в процессе школьного и вузовского преподавания, расширяя возможности анализа произведений А.П.Чехова.
список литературы (Жанровая доминанта пьесы А.П. Чехова):
1. Абдуллаева З. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопросы литературы. – 1987. ─ №4. – С. 155 – 186.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Художественная литература, 1972.
3. Бергсон А. Смех. – М., 1992.
4. Бердников Г.П. Драматургия Чехова / Бердников Г.П. Избранные рабо-ты: В 2-х т. Т.2 – М., 1986.
5. Бердников Г.П. Чехов – драматург. – М., 1972.
6. Берковский Н.Я. Литература и театр. – М., 1969.
7. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм: очерки. – Л.: Советский писатель, 1981.
8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989.
9. Видуэцкая И.П. Чехов и мировая литература. // Вопросы литературы. – 1985. – №7. – С.268 – 272.
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.2. – М., 1969.
11. Гоголь Н.В. Комедии. – Л.: Искусство, 1988.
12. Гольдштейн В. Жертва и долг в «Дяде Ване» // Русская литература. – 1998. – № 2. – С.68 – 87.
13. Громов М.П. Книга о Чехове. – М., 1989.
14. Дмитриева Н.А. Долговечность Чехова/ Чеховиана. Статьи, публика-ции, эссе. – М.: Наука, 1990, с.19-40.
15. Журавлева А.И. Островский – комедиограф. – М., 1984.
16. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения. – М.: РГГУ, 2002.
17. Зернюкова А.А. Эпическое в структуре чеховской драмы/ Творчество А.П.Чехова. Своеобразие метода, поэтика. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986, с.35-53.
18. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 2001.
19. Иезуитова Л.А. Комедия А.П. Чехова "Чайка" как тип новой драмы // Анализ драматического произведения/ Под редакцией В.М. Марковича.- Л., 1988, с. 323 – 346.
20. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М.: МГУ, 1989.
21. Кройчик Л. Вступ. статья / Чехов А.П. Драматургия. Письма. – Воро-неж, 1983, с.5-29.
22. Лакшин В.Я. О «символе веры» Чехова // Чеховиана. Статьи, публика-ции, эссе. – М.: Наука, 1990, с.7-19.
23. Лакшин В.Я. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого. – М.: МГУ, 1958.
24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.
А.Н. Николюкин. – М., 2001.
25. Литературное наследство: Чехов и мировая литература. Кн.1. – М.: Наука, 1997.
26. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Лихачёв Д.С. Из-бранные работы в трёх томах. Т.1 –Л.: Художественная литература, 1987.
27. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. – М.: АН СССР, 1961.
28. Манн Ю.В. Драматургия Гоголя / Гоголь. Комедии. – Л.: Искусство, 1988.
29. Марков П.А. Последние диалоги // Театр. – 1980. - №10. – С. 95 – 112.
30. Мильдон В.И. Вершины русской драмы. – М.: МГУ, 2002.
31. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Перевод с англ. яз. – М., 1998.
32. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы. Т.4 – М., 1987.
33. Паперный З.С. «Чайка» Чехова. – М.: Художественная литература, 1980.
34. Паперный З.С. Метафора юмора / Чеховиана. Статьи, публикации, эссе. – М.: Наука, 1990, с.53-65.
35. Ревякин А.И. «Вишневый сад» Чехова. – М.: Учпедгиз, 1964.
36. Ревякин А.И. О драматургии Чехова. – М., 1960.
37. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.
38. Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И. Тимофеева и
Б.А. Тураева. – М., 1974.
39. Сухих И.Н. «Вишневый сад» // Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988,С. 350 –394.
40. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. − М., 1989.
41. Фролов В.Ф. Судьбы жанров драматургии. – М.: Сов. Писатель, 1978.
42. Хализев В.Е. Драма как род литературы // Анализ драматического про-изведения/ Под ред. В. М. Марковича. – Л., 1988, с.4-37.
43. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
44. Хализев В.Е. Пьеса А.П. Чехова "Вишнёвый сад" / Русская классиче-ская литература: Разборы и анализы. М., 1969, с. 383 – 429.
45. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М.: МГУ, 1982.
46. Чехов А.П. О литературе. – М., 1955.
47. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т.12. – М., 1979.
48. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М.: Наука, 1971.
49. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. – М.: Наука, 1979.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Художественная литература, 1972.
3. Бергсон А. Смех. – М., 1992.
4. Бердников Г.П. Драматургия Чехова / Бердников Г.П. Избранные рабо-ты: В 2-х т. Т.2 – М., 1986.
5. Бердников Г.П. Чехов – драматург. – М., 1972.
6. Берковский Н.Я. Литература и театр. – М., 1969.
7. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм: очерки. – Л.: Советский писатель, 1981.
8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989.
9. Видуэцкая И.П. Чехов и мировая литература. // Вопросы литературы. – 1985. – №7. – С.268 – 272.
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.2. – М., 1969.
11. Гоголь Н.В. Комедии. – Л.: Искусство, 1988.
12. Гольдштейн В. Жертва и долг в «Дяде Ване» // Русская литература. – 1998. – № 2. – С.68 – 87.
13. Громов М.П. Книга о Чехове. – М., 1989.
14. Дмитриева Н.А. Долговечность Чехова/ Чеховиана. Статьи, публика-ции, эссе. – М.: Наука, 1990, с.19-40.
15. Журавлева А.И. Островский – комедиограф. – М., 1984.
16. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения. – М.: РГГУ, 2002.
17. Зернюкова А.А. Эпическое в структуре чеховской драмы/ Творчество А.П.Чехова. Своеобразие метода, поэтика. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986, с.35-53.
18. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 2001.
19. Иезуитова Л.А. Комедия А.П. Чехова "Чайка" как тип новой драмы // Анализ драматического произведения/ Под редакцией В.М. Марковича.- Л., 1988, с. 323 – 346.
20. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М.: МГУ, 1989.
21. Кройчик Л. Вступ. статья / Чехов А.П. Драматургия. Письма. – Воро-неж, 1983, с.5-29.
22. Лакшин В.Я. О «символе веры» Чехова // Чеховиана. Статьи, публика-ции, эссе. – М.: Наука, 1990, с.7-19.
23. Лакшин В.Я. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого. – М.: МГУ, 1958.
24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.
А.Н. Николюкин. – М., 2001.
25. Литературное наследство: Чехов и мировая литература. Кн.1. – М.: Наука, 1997.
26. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Лихачёв Д.С. Из-бранные работы в трёх томах. Т.1 –Л.: Художественная литература, 1987.
27. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. – М.: АН СССР, 1961.
28. Манн Ю.В. Драматургия Гоголя / Гоголь. Комедии. – Л.: Искусство, 1988.
29. Марков П.А. Последние диалоги // Театр. – 1980. - №10. – С. 95 – 112.
30. Мильдон В.И. Вершины русской драмы. – М.: МГУ, 2002.
31. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Перевод с англ. яз. – М., 1998.
32. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы. Т.4 – М., 1987.
33. Паперный З.С. «Чайка» Чехова. – М.: Художественная литература, 1980.
34. Паперный З.С. Метафора юмора / Чеховиана. Статьи, публикации, эссе. – М.: Наука, 1990, с.53-65.
35. Ревякин А.И. «Вишневый сад» Чехова. – М.: Учпедгиз, 1964.
36. Ревякин А.И. О драматургии Чехова. – М., 1960.
37. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.
38. Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И. Тимофеева и
Б.А. Тураева. – М., 1974.
39. Сухих И.Н. «Вишневый сад» // Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988,С. 350 –394.
40. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. − М., 1989.
41. Фролов В.Ф. Судьбы жанров драматургии. – М.: Сов. Писатель, 1978.
42. Хализев В.Е. Драма как род литературы // Анализ драматического про-изведения/ Под ред. В. М. Марковича. – Л., 1988, с.4-37.
43. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
44. Хализев В.Е. Пьеса А.П. Чехова "Вишнёвый сад" / Русская классиче-ская литература: Разборы и анализы. М., 1969, с. 383 – 429.
45. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М.: МГУ, 1982.
46. Чехов А.П. О литературе. – М., 1955.
47. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т.12. – М., 1979.
48. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М.: Наука, 1971.
49. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. – М.: Наука, 1979.