Методология проведения, формы и способы освещения публичных дебатов
наименование:
Методология проведения, формы и способы освещения публичных дебатов
тип работы: рефераты
количество страниц: 15
год написания: 2007
план (Методология проведения, формы и способы освещения публичных дебатов):
1 Способы освещения дебатов 5
2 Формы проведения дебатов 6
3 Методы проведения дебатов 9
3.1 Дебаты Линкольна-Дугласа 9
3.2 Политические дебаты 9
3.3 Парламентские дебаты 10
3.4 Программа Дебатов Карла Поппера 11
4 Принципы построения дебатов 12
4.1 Принцип первый: дебаты учат многому 12
4.2 Принцип второй: обязательство честности 13
4.3 Принцип третий: уважение 13
Заключение 15
Список используемых источников 16
описание (Методология проведения, формы и способы освещения публичных дебатов):
Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов.4 ученики старались и учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.
В Средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России.
Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов в США в 1960 году.
В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни.
Если мы говорим о дебатах в личной жизни, то таким образом говорим о так называемых прениях. Такой вид дебатов обычно происходит без предварительной подготовки, имеет неформальный характер и не придерживается каких-либо правил. С такими дебатами мы зачастую сталкиваемся в магазинах, в транспорте, на остановках.
Все эти недостатки не характерны для формальных дебатов, которые предусматривают наличие предварительной подготовки и имеют определенный регламент.
Итак, формальные дебаты представляют собой некое обсуждение ранее подготовленных и представленных выступлений представителей оппозиционных команд или групп. Участники могут быть спикерами правительства, кандидатами на должность или студентами, школьниками. В данном случае это не играет принципиальной роли, различен лишь регламент.
Такое определение дебатам дает М.В. Кларин, рассматривая дебаты как один из видов обсуждения, представляющий собой свернутую форму дискуссии .
Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в 17 веке и назывались диспутами.
В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии.
Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». И для многих людей слово «дебаты» стало неразрывно связано с интересной и познавательной интеллектуальной игрой, которая получила особенно широкое распространение с начала 90-х годов.
1 Способы освещения дебатов
В структуре общества различают следующие виды дебатов. Для их определения обратимся к словарю.
Предвыборные дебаты - в РФ - не являющиеся политической рекламой
- обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ;
- сообщения (в том числе касающиеся предвыборных программ других кандидатов) избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами.
В целях проведения предвыборной агитации предусматривается проведение публичных дебатов между кандидатами.
Публичные дебаты проводятся после вынесения Координационным Комитетом решения об утверждении окончательного списка кандидатов до начала голосования.
Форма проведения публичных дебатов – один на один, с участием части или всех кандидатов – определяется Координационным Комитетом и совместно с кандидатами.
Парламентские дебаты - форма деятельности парламента; обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты. Парламентские дебаты проводятся в порядке, установленным регламентом парламента.
Учебные дебаты - дебаты, которые проводятся обычно в рамках класса, группы какого-либо учебного заведения. Темой обсуждения может являться какое-либо литературное произведение или историческое событие. В такого рода дебатах обычно участвуют двое или более учеников (студентов), а сам процесс дебатов регулируется извне преподавателем.
Учебные дебаты – прекрасный вид подготовки, положительно влияющий на развитие речи, ораторских способностей, устранение стеснительности и зажатости.
2 Формы проведения дебатов
Различают две формы проведения дебатов:
Дебаты (устный формат)
Интернет-дебаты.
Рассмотрим обе формы проведения с точки зрения учебных дебатов, так как на данном примере можно наиболее полно ознакомиться с данным разделом.
В таблице приведены основные стороны их различия.
Таблица1. Сравнение форм дебатов
Области сравнения Дебаты Интернет-дебаты
Тип речевой деятельности, преимущественно развивающийся Устная, монологическая речь.
Устная диалогическая речь в раунде перекрестных вопросов. Письменная монологическая речь. Устная диалогическая речь в раунде перекрестных вопросов.
Возможность редакторской работы над текстом Затруднена из-за недостатка времени Есть возможность многократно возвращаться к написанному тексту с целью его усовершенствования.
Возможность подробного анализа текста оппонентов Затруднен из-за временных ограничений и особенностей речи говорящего Есть возможность тщательного анализа текста оппонентов и в соответствии с этим текстом, построения собственного выступления.
Роль ситуативности Часто текст строится ситуативно "здесь и сейчас" В основном текст строится произвольно, предварительно планируется, после написания редактируется
Использование неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) Используются очень широко, являются важной частью выступления, явно или неявно оцениваются судьями Использование неречевых средств невозможно, все смыслы, передаваемые невербально должны быть вербализованы в тексте.
Использование интонации, логических ударений для акцентирования смысла текста. Использование поощряется, широко практикуется… Использование невозможно, должно быть заменено словесным (вербальным) выражением.
Особенности личности, готовой принять участие в дебатах Обычно достаточно уверенные, часто демонстративные, не имеющие проблем публичного выступления, экстравертированные Могут участвовать глубокие интроверты, робкие и замкнутые личности, стесняющиеся публичности. В последующем, освоив эту форму дебатов, они могут переходить к классическим.
Таким образом, наглядно видно, что дебаты в первую очередь направлены на формирование устной речи, в то время как Интернет-дебаты являются средством формирования письменной речи.
Нами была выдвинута гипотеза, что работа, в первую очередь, с письменными текстами, может быстрее обеспечить решение задач развития речи и создает более благоприятные условия для формирования субъектности (т.к. фиксированность текстов обеспечивает более тщательную работу с ними).
3 Методы проведения дебатов
В предыдущей главе мы рассмотрели основные понятия, связанные с дебатами, а также их основные формы.
Теперь же, рассмотрим различные методы (или стили) проведения дебатов, которые, естественно, требуют различных подходов. Приведенные ниже типы чаще всего имели место в Соединенных штатах, но все они легко переформировываются и для международного уровня.
3.1 Дебаты Линкольна-Дугласа
Данный тип проведения дебатов сформирован по примеру знаменитых дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Это - дебаты "о ценности". Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме.
В данном типе дебатов участники не затрагивают практической стороны своих позиций, а просто спорят по поводу основополагающих принципов, высказывая свое мнение "за" или "против".
Например, участник, выступающий за то, что "правительство должно заботиться о нуждах бедных", не должен доказывать эффективность тех или иных правительственных программ.
Скорее, его задачей является создание тех или иных программ. Если подвести итоги по этому методу проведения дебатов, то идея их основана на
на "идеях, ценностях и духе", от которых зависят политические, экономические, социальные, моральные и эстетические позиции, которых придерживаются многие люди.
список литературы (Методология проведения, формы и способы освещения публичных дебатов):
Список используемых источников
1. Безчеревных Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности./ В сб.:Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В.В. – Москва, "Интор", 1994 – 127с.
2. Кларин М.В. Инновации в пирровой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995.
3. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Издательство «Бонфи», 2001. – 296 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 574 с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
1. Безчеревных Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности./ В сб.:Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В.В. – Москва, "Интор", 1994 – 127с.
2. Кларин М.В. Инновации в пирровой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995.
3. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Издательство «Бонфи», 2001. – 296 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 574 с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.