Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторский аспект. (На примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева -
наименование:
Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторский аспект. (На примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева -
тип работы: курсовые
количество страниц: 29
год написания: 2007
план (Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторский аспект. (На примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева -):
2.Глава 1.Тематика детской литературы_4
3.Глава 2.Жанровое своеобразие произведений.
Сказки для детей на примере книг Н.Носова._7
4.Глава 3.Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения»_11
5.Глава 4.Читательский адрес изданий для детей_15
6.Глава 5.Области предмета и социальных функций._20
7.Глава 6.Область социальных функций._23
8.Глава 7.Работа редактора над изданием_26
9.Заключение._29
описание (Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторский аспект. (На примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева -):
Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это - закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя - племя детей. И книга призвана сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени».
Цель работы- рассмотреть цели и задачи издания детской литературы на примере издания произведений Н. Носова. Оценить важность редакторского аспекта при издании книг для детей.
Глава 1.
Тематика детской литературы
Для того чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь читателя. Поэтому при созданий произведения литературы необходимо учитывать специфику интереса детей, который оказывает влияние на предмет содержания. Кроме того, следует иметь в виду, что ребенок постоянно развивается под воздействием внешних условий. Этот момент связывал с особенностями детской литературы В.Г. Белинский. Он писал: «Раннее детство - это беспрерывное формирование, делание, становление полным человеком для полного наслаждения и обладания силами своего духа как средствами к разумному счастию».
Действительно, развитие человека под влиянием окружающего связано со становлением личности. И следовательно, при выпуске детской литературы необходимо учитывать воспитательный эффект издания. Приведем еще одно суждение критика: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон». Ясно, что именно воспитательное воздействие книги определяет предмет повествования и регулирует отбор фактов и их интерпретацию, разработку темы, постановку проблемы. Все это осуществляется под знаком воспитательной идеи произведения.
Таким образом, предмет детской литературы подразумевает воспитательное и обучающее воздействие книги на читателя.
Но и этого недостаточно для характеристики предмета содержания детской литературы. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, - правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. Это подметил К.И. Чуковский - замечательный детский писатель, много внимания уделявший изучению детей. Он писал: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста».
Это наблюдение позволяет определить еще одну важную сторону предметной области литературы для детей. Как правило, произведения детской литературы оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью.
Подчеркнем, кстати, что человек в детстве тесно связан с текстом. Общение детей со взрослыми и друг с другом осуществляется прежде всего через тексты. Знакомство с окружающим миром также осуществляется через текст - ведь многое ребенок познает не из собственного опыта, а из объяснений, которые ему сообщают другие, т. е. из устных текстов. Видимо, именно поэтому книга органична для детского восприятия. За ней для ребенка стоит как бы беседа со взрослыми, потому что сначала книгу читают родители или старшие братья или сестры. Это соображение следует иметь в виду, когда возникает вопрос о влиянии книги на читателя. Благодаря постоянному, активному интересу детей к окружающему воздействие содержания книги на ребенка может быть достаточно сильным, а восприятие содержания книги - достоверным и естественным.
Что же может стать основой содержания детской литературы? Очевидно, практически любое явление, любой объект действительности. Однако интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна при этом приобретать особое звучание - звучание, определяемое предметной областью детской литературы.
Сто тысяч «как», миллионы «почему» готов задавать маленький человек. И содержание книги призвано раскрыть, показать, объяснить те факты, которые попадают в поле зрения ребенка. Обратить его внимание на те, которые не попадают. Литература для детей посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу, культуре, наукам, искусствам. Поэтому предмет детской литературы характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят отражение в литературе.
Однако нельзя забывать, что тематическая направленность отражает познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. Причем ее тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей.
Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории, и в содержании преимущественное внимание отдается детству, периоду роста и взросления ребят, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика детской литературы охватывает жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства.
Глава 2.
Жанровое своеобразие произведений.
Сказки для детей на примере книг Н.Носова.
Понятие жанра определяет форму произведения, необходимую для реализации содержания. Жанры детской литературы формировались в процессе ее развития и связаны со спецификой восприятия произведений детьми разного возраста.
Можно говорить о том, что эта литература представлена практически всеми жанрами, сложившимися во «взрослой» литературе. И в то же время есть наиболее предпочтительные для детей жанры, используемые чаще других. Так, в прозе - это сказки, рассказы, повести, в поэзии - стихотворения и песни. В драматургии - короткие пьесы, состоящие из одного-двух актов.
Сказка является одним из основных жанров фольклора, эпическим преимущественно прозаическим произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Существуют фольклорные литературные сказки.
Писатели используют этот жанр, потому что это - любимый жанр ребят. Причем самые активные читатели сказок - это дети от трех до десяти-одиннадцати лет. Они любят и бытовые сюжеты, и «сказочные», «волшебные». Замечено, что особенно привлекательным для читателей является юмор, который, как правило, бывает во многих сказках одним из основных мотивов развития повествования. Все это в полной мере присутствует в книгах Н.Носова о приключениях сказочного персонажа Незнайки.
Сказка - трудный для писателя жанр. По словам Ю. Олеши, «...очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, здесь поэзия и выдумка - первоклассны, здесь индивидуальность автора - исключительна» .
список литературы (Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторский аспект. (На примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева -):
1. Барыкин В.Е. Некоторые проблемы редактирования словарных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1982.
2. Винокуров Д.И. Методика подготовки отраслевой энциклопедии: Опыт создания медицинских энциклопедий. М., 1968.
3. Винокуров Д.И. О научно-справочном аппарате энциклопедических изданий (система ссылок) // Книга: Исслед. и материалы. 1965.
4. Гольцева Э.В., Александрова А.А. Типология справочных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1979.
5. Гудовщикова И.В. Общие зарубежные энциклопедии. Л., 1963.
6. Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. М., 1955.
7. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. М., 1983.
8. Ганкина Э.З. Детская книга вчера и сегодня. По материалам зарубежной печати. М., 1988.
9. Лебедев В.В. О рисунках для детей // Художники детской книги о себе и своем искусстве. М., 1987.
10. Померанцева Э. Писатели и сказочники. М., 1988.
11. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец первой половины века: Учебник для вузов культуры. М., 1990.
12. Типология изданий. М., 1990.
2. Винокуров Д.И. Методика подготовки отраслевой энциклопедии: Опыт создания медицинских энциклопедий. М., 1968.
3. Винокуров Д.И. О научно-справочном аппарате энциклопедических изданий (система ссылок) // Книга: Исслед. и материалы. 1965.
4. Гольцева Э.В., Александрова А.А. Типология справочных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1979.
5. Гудовщикова И.В. Общие зарубежные энциклопедии. Л., 1963.
6. Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. М., 1955.
7. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. М., 1983.
8. Ганкина Э.З. Детская книга вчера и сегодня. По материалам зарубежной печати. М., 1988.
9. Лебедев В.В. О рисунках для детей // Художники детской книги о себе и своем искусстве. М., 1987.
10. Померанцева Э. Писатели и сказочники. М., 1988.
11. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец первой половины века: Учебник для вузов культуры. М., 1990.
12. Типология изданий. М., 1990.