Анализ государственно-правовой стороны Арабского Халифата.
наименование:
Анализ государственно-правовой стороны Арабского Халифата.
тип работы: рефераты
количество страниц: 12
год написания: 2007
план (Анализ государственно-правовой стороны Арабского Халифата.):
ГЛАВА 1. Возникновение мусульманской империи....3
ГЛАВА 2. Общественный и государственный строй Арабского Халифата......6
ГЛАВА 3. Распад Халифата......10
Заключение......11
Список литературы....12
описание (Анализ государственно-правовой стороны Арабского Халифата.):
Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом и его преемниками. Рассмотрение процесса возникновения и развития мусульманской империи интересно и по сей день. Уникальность его состоит в особенности организации общественного и государственного строя, отличного от средневековых стран Европы. Выбор пути развития, предопределенный Мухаммедом, наложил отпечаток на дальнейшую судьбу арабских стран.
Целью настоящей работы является анализ государственно-правовой стороны Арабского Халифата.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотрение возникновения и угасания мусульманской империи;
- анализ общественного и государственного строя Арабского Халифата.
Методологической основой работы являются системно-структурный, сравнительный и диалектический метод. Исследование поставленных задач ведется в работе с позиций историзма.
ГЛАВА 1. Возникновение мусульманской империи.
В VII веке у арабских племен, проживавших на Аравийском полуострове, началось разложение родоплеменных отношений. Лучшие земли захватили шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины). Наиболее богатые получили право занимать общественные должности. Между племенами существовали постоянные войны, отчего больше всех страдали простые люди. В обстановке кризиса идеология общественного движения приобрела религиозную форму.
Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда (ок. 570—632), который провозгласил арабов единым народом независимо от их племенного происхождения. В начале VII века в Западной Аравии была сформирована Мухаммедом мусульманская община (умма). Первыми идеи ислама приняли бедняки и движение носило народный характер, но вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам. В 630-631 гг. мусульмане под его руководством подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпораций, объединяла единая вера, а не кровные связи. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм .
Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово «ислам» по-арабски означает «преданность», «покорность») и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности.
В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов.
В истории халифата выделяют четыре периода:
1. 622-632 гг.- период правления пророка Мухаммеда;
2. 632-651 гг. - правление четырех праведных халифов;
3. 651-750 гг. - ДАМАССКИЙ (сирийский), или период правления династии Омейядов, который характеризуется завоевательными войнами;.
4. 750-1258 гг. - БАГДАДСКИЙ (месопотамский), или период правления династии Аббассидов. Для этого периода характерно прекращение захватнических войн и культурный расцвет.
ГЛАВА 2. Общественный и государственный строй Арабского Халифата.
Основными чертами общественного строя Арабского Халифата являлись:
- доминирующее положение государственной собственности на землю;
- широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;
- государственная эксплуатация крестьян посредством ренты – налога в пользу правящей верхушки;
- религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
- отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий .
Феодалы во главе с халифом составляли господствующий класс; особо возвышались многочисленные сородичи халифов, племенные вожди, крупные сановники, высшие военные чины, верхушка духовной иерархии, местная знать. Особенностью арабского феодального строя было как уже сказано то, что там не было четкого сословного деления как в европейских странах; больше уделялось внимания различиям мусульман и немусульман. Например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами; они не могли иметь рабов - мусульман; носили особое одеяние.
Крестьянство разделилось на многие этнические группы; арабы-мусульмане имели ряд привилегий; так, например, они были освобождены от некоторых налогов. Положение покоренного крестьянства было очень тяжелым: росли налоги, натуральные и денежные поборы; увеличивались различные повинности; в некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле.
Положение крестьян на землях государственных и на землях феодалов было крайне тяжелым. Поземельный налог (харадж) взимался либо натурой, в виде доли урожая, либо деньгами, в виде постоянных платежей с определенной земельной площади, независимо от размеров собранного урожая.
Среди горожан были богатые купцы, ремесленники, мелкие торговцы, поденщики. Города были заинтересованы в сохранении устойчивых экономических связей между отдельными регионами страны.
Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право – шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран – священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна – сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва – письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка – посланника.
После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов.
Под их руководством в V1I-VHI вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.
список литературы (Анализ государственно-правовой стороны Арабского Халифата.):
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003.
2) История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов в 2 ч., Ч.1 / под ред О.А.Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М.: Норма, 2004.
3) История государства и права зарубежных стран / А.В. Желудков, А.Г. Буланова. – М.: «Приор-издат», 2005.
4) Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986.
5) Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.). - М.: Формика-С, 2001.
1) Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003.
2) История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов в 2 ч., Ч.1 / под ред О.А.Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М.: Норма, 2004.
3) История государства и права зарубежных стран / А.В. Желудков, А.Г. Буланова. – М.: «Приор-издат», 2005.
4) Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986.
5) Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.). - М.: Формика-С, 2001.