Культура древних славян.Культура Киевской Руси.
наименование:
Культура древних славян.Культура Киевской Руси.
тип работы: рефераты
количество страниц: 21
год написания: 2007
план (Культура древних славян.Культура Киевской Руси.):
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН 3
1.1 РЕЛИГИЯ 3
1.2 СВЯТИЛИЩА 6
1.3 АРХИТЕКТУРА 7
1.4 ЯЗЫК 8
1.5 ПИСЬМЕННОСТЬ 10
2 КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ 12
2.1 ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 12
2.2 ПИСЬМЕННОСТЬ 13
2.3 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
2.4 АРХИТЕКТУРА 17
2.5 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
описание (Культура древних славян.Культура Киевской Руси.):
Целью данной работы является ознакомление с культурой древних славян и населения Киевской Руси. Культура и ее познание было актуально во все времена. Особенно интересна культура древних славян и Древней Руси, так как от современной эпохи ее отделяет значительный промежуток времени, многое изменилось, но некоторые моменты связывают нас с той эпохой и по сей день.
Актуальность данной темы объясняется еще и тем, что культурные особенности цивилизации в начале ее развития могут дать общее представление о менталитете и богатстве внутреннего мира народности.
Задачами данной работы является:
Раскрытие общей характеристики двух периодов;
Раскрытие понятия культуры в целом;
Рассмотрение особенностей культурного развития славян и Киевской Руси;
Ознакомление с основными артефактами той эпохи.
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Древние славяне – одна из наиболее древних цивилизаций, населяющих территорию современной России. У них уже была своя сформированная культура, быт, религиозные представления.
1.1 РЕЛИГИЯ
Религия древних славян представляла собою политеизм, что означает многобожие. Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной. Славянские язычество .развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных - пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился). Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср. санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор- летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось Крада (Кродо). Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай – вырий (ирий, арий; отсюда древнее название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратилась дыхание, говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия - рая. День прилёта жаворонков – 9 марта – считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В период борьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты; говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовения умерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным календарём, был перенесён па 1 мая н считался бесовским, нечистым днём, вернее – ночью (Вальнургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день поминовения умерших и христианская Пасхе сблизились. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков, переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие. Так или иначе, во сегодня древняя вера наших предков (разных племен) похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановить во обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не восстановил, хотя существует немало серьёзных исследований. Сегодня можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена. Наиболее древние неперсонифицированные боги славян – Род а Рожаницы. Род иногда отождествлялся с фалосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным и дождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному в животному миру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировались в верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались – получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зная и т. д. К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини (наподобие греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское "бодай вас злыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений)." Берегинь было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Дед (прародитель, предок). Баба Яга (изначально древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей. В период насаждения христианства превращена в злобного демона) .
Семаргл (священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы) и др. (Л.1) Так же было великое множество богов и богинь, что бы не тратить много времени я решил не рассказывать о каждом боге в отдельности. Я лишь укажу основные имена богов, а также их краткую характеристику в скобках (кто они такие, откуда пошли их имена, богами чего они были). Стратим (мать всем птицам, старейшая и большая). Сирин (сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла Феникса). Чур (божество границ, он освящает и защищает право собственности "чур- мое"). Стрибог (бог воздушных течений и стихий). Сварог (бог неба). Хорс (бог солнца).Ярило, Даждьбог, Световид (присущие богу солнца). Коло (солнце- младенец отсюда "коляда". Среча (ночная богиня). Белбог (хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя озачает бьлаго, то есть доброго бога). Перун (громовержец, бог западных славян). Велес и Тур (скотий бог, бог богатства). Триглава (богиня земли). Макошь (мать наполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и "кошь" - кошелка.)). Ладо (богиня красоты, любви, любовных удовольствий и очарования). Лелио (маленький бог любви, подобный римскому Купидону). Лешие (лесные божества, подобные греческим Сатирам). Марцана (богиня жатвы). Ния (бог преисподней). Услад (бог пиршеств и развлечений). Похвист (божество бури). Чернобог (властитель темного царства, представитель тьмы). Мара (Мор) (настоящая богиня смерти в отличии от Кащея, власть которого недолговечна). Дидилия (богиня супружества и удачной беременности) и.т.д.
В учении о богах могут служить памятниками: сочинения, изображения идолов, священные в древности сосуды, храмы, обычаи, сохранившиеся доселе, и тому подобные предметы. Но всего этого у славян или вовсе нет, или есть очень немного. Сочинений о идолопоклонстве, писанных или современниками, или жившими скоро после них писателями, находится у них весьма мало. Но они имели стихотворцев, и притом во времена мрачнейшей древности. Это доказала нам недавно в России найденная песнь из двенадцатого века.
список литературы (Культура древних славян.Культура Киевской Руси.):
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI—XVI вв. Л., 1971.
2. Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1983.
3. История русской литературы X—XVII веков/Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.
4. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. М., 1973.
5. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. М., 1983.
6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.
7. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
8. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.
9. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.
10. «Слово о полку Игореве» и его время / Под ред. Б.А.Рыбакова. М., 1985.
11. «Слово о полку Игореве». 800 лет// Альманах библиофила. М., 1986. Вып. 21.
1. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI—XVI вв. Л., 1971.
2. Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1983.
3. История русской литературы X—XVII веков/Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.
4. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. М., 1973.
5. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. М., 1983.
6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.
7. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
8. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.
9. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.
10. «Слово о полку Игореве» и его время / Под ред. Б.А.Рыбакова. М., 1985.
11. «Слово о полку Игореве». 800 лет// Альманах библиофила. М., 1986. Вып. 21.