История медицины. Фармацевтическая пропедевтика.
наименование:
История медицины. Фармацевтическая пропедевтика.
тип работы: контрольные
количество страниц: 18
год написания: 2007
план (История медицины. Фармацевтическая пропедевтика.):
2. Школы здоровья» во Франции. 4
3. Система преподавания в средневековых университетах, женщины- преподаватели. 5
4. Фармацевтическая пропедевтика 7
5 . Характеристика исторического периода развития фармации с 1917 по 1927г. 8
6. Первые декреты Советской власти в области здравоохранения. 11
7. Характеристика первых принципов Советского здравоохранения.
Сходство и различие их с ныне действующими. 14
8. Национализация аптек и аптечных предприятий. 17
Список использованных источников 18
описание (История медицины. Фармацевтическая пропедевтика.):
Становление университетов в средневековой Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры. Сама идея университета как высшей школы была не новой — в эпоху Древности прототипами университета были Академия Платона и Александрийский мусейон; в Средние века известные школы были в Константинополе и во владениях Халифата.
Европейское понятие «университет» (лат. universitas — совокупность, общность) первоначально не имело ничего общего со школой и образованием. В Средние века так называли объединения (сообщества) людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.), связанных общей присягой или клятвой о взаимопомощи и совместных действиях. Со временем термин «университет» закрепился за профессиональными корпорациями преподавателей и учеников — universitas magistrorum et shcolarium. Долгое время они существовали наравне с общими высшими школами — Studium generale, которые имели высокую репутацию. Университеты становились полноценными Studium generale только после получения ими папской хартии, которую начали выдавать в XII в. В строгом смысле именно с этого времени и берет свое начало история университетов как высших школ.
Они имели свои органы управления, свой суд и свои привилегии, которые выдавались им папой, императорами и королями. Степени, присвоенные университетами, признавались во всем христианском мире. Только университеты давали лицензии на право преподавания .
Итак, de jure история университетов как высших школ начинается в XII в., а точнее — в 1158 г., когда император «Священной Римской империи» Фридрих Барбаросса (ок. 1123—1190 гг.) взял под свою защиту юридическую школу в Болонье (Италия) и передал ее под юрисдикцию местного епископа. В 1200 г. аналогичную грамоту выдал парижским магистрам и студентам король Филипп II Август. В разное время статус высшей школы получили университетские объединения в Оксфорде (Британия, 1200 г.), Саламанке (Испания, 1218 г.), Падуе (Италия, 1222 г.), Неаполе (Италия, 1224 г.), Кембридже (Британия, 1225 г.), Салерно (Италия, 1280 г.), Монпелье (Франция, 1289 г.), Лиссабоне (Португалия, 1308 г.), Праге (Чехия, 1348 г.), Кракове (Польша, 1364 г.), Вене (Австрия, 1365 г.), Гейдельберге (Германия, 1385 г.), Кельне (1388 г.), Лейпциге (1409 г.), Барселоне (Испания, 1450 г.), Копенгагене (Дания, 1479 г.) и т.д. (все перечисленные университеты имели факультет медицины). К концу XV в. в Европе было 86 университетов. Каждый из них объединял десятки, а иногда сотни студентов и магистров (студенты-медики, как правило, составляли не более 10 % общего количества учащихся).
Языком средневековой учености была латынь. До изобретения книгопечатания в Западной Европе книга была величайшей редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных (производство пергамента началось в г. Пергаме ок. 180 г. до н.э.). Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по несколько лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре (греч. kathedra — стул, скамья, место, с которого риторы и философы произносили речи). Достаточно отметить, что в XV в. на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.
Как правило, средневековые университеты имели три высших факультета: богословский, медицинский и юридический (среди которых ведущая роль принадлежала богословскому факультету). В каждом университете существовал подготовительный факультет свободных искусств (или «артистический»), на котором студенты весьма кратко изучали предметы программы Trivium (грамматику, риторику, диалектику), дополняя и расширяя школьные знания, с которыми в школе знакомились весьма кратко. Закончив программу Trivium, студенты получали степень бакалавра искусств; по окончании же полного курса «артистического» факультета — степень магистра искусств, что давало право на преподавание и продолжение обучения на одном из трех высших факультетов (теологии, медицины, права). Однако степень магистра искусств получали далеко не все — не более половины студентов, пришедших на курс обучения (отстающие и «хвостисты» были во все времена).
На факультете медицины курс теоретического обучения длился пять—семь (и даже более) лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Термин «факультет» (лат. facultas — способность, умение, талант) был введен в 1232 г. папой Григорием IX для обозначения коллективов преподавателей, способных обучать той или иной специальности в Парижском университете, учрежденном церковными властями.
Слово «студент» произошло от латинского слова «studere» — «учиться». Студентами называли всех учащихся университета, которые, как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы (вплоть до XV в. студентами по преимуществу были духовные лица). Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались (среди них были и 15-летние юноши, и седовласые мужчины). Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества («нации»). Вступая в университет, студент давал корпоративную клятву, которой должен был следовать в течение всей своей жизни (нарушивший клятву объявлялся клятвопреступником). Корпоративность университетов строго соблюдалась, что способствовало их высокому авторитету в средневековом обществе.
2. Школы здоровья» во Франции.
Одной из таких стран была медицинская школа в Монпелье.
Медицинская школа в Монпелье (на юге современной Франции) была основана при доминиканском монастыре в период Раннего Средневековья (точная дата не известна). В 1137г. школа отделилась от монастыря, а в январе 1180 г. эдиктом графа Вильгельма VIII для нее были созданы благоприятные академические условия. В 1220 г. школа получила право иметь выборное самоуправление (во главе с епископом и канцлером). Одним из канцлеров школы был хирург Роджер Салернский. В Монпелье в течение 10 лет (1289—1299 гг.) работал и преподавал Арнольд из Виллановы. В 1289 г. медицинская школа вошла в состав Университета, созданного в том же году в Монпелье. Медицинская школа в Монпелье испытала заметное влияние переводов арабских рукописей; в ней преподавали анатомию и хирургию (в отличие от подавляющего большинства других университетов); однако звания хирурга она не присваивала. Из этой школы вышел Ги де Шолиак.
3. Система преподавания в средневековых университетах, женщины- преподаватели.
На исходе классического Средневековья преподавание медицины в университетах Западной Европы носило догматический характер; однако это не остановило ее поступательного развития. Факультеты медицины сумели сохранит! Открытость новым веяниям и добились права проводить анатомирование.
Вскрытия всегда были сенсацией и собирали большое число зрителей — студентов и непосвященных горожан, среди которых бывали и дамы.
Студенты переписывали и заучивали наизусть ученые тексты из «Гиппократова сборника», произведений Галена, Ибн Сины, других врачей античности и Средневековья, участвовали в диспутах на заданную тему. Согласно представлениям того времени, канонические тексты великих врачей Древности воспринимались как откровение Создателя, и потому их штудирование, комментирование и заучивание наизусть являлось важнейшей составляющей университетского образования в пери од классического Средневековья. Господствовал культ цитат:
В то же время в прогрессивных университетах средневековой Европы медицинское образование включало обязательную врачебную практику за пределе ми города.
Количество студентов-медиков было небольшим и в пределах одного факультета редко превышало 10 (например, в Падуе в 1450 г. среди 93 выпускников было всего лишь девять медиков). Для руководства студентами члены факультета избирали старосту десятки — декана (лат. decanus', от лат. decem — десять), который возглавлял факультет и переизбирался каждые три месяца. Во главе университета стоял Rector magnificissmus (лат. rector — управитель) — наиглавнейший управитель, который также избирался. В католических университетах (например, Парижском) он назначался и оплачивался церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля (например, в Неаполе), — королевской властью. В европейских университетах было несколько должностей управителей (ректоров): от низшей до высшей. Руководящие посты занимали лица, имевшие духовный сан. Делалось это из юридических соображений, ибо светские лица не имели права судить лиц духовных.
Преподаватели университетов имели разные степени: бакалавров (лат. baccalaureus — первая академическая/ученая степень в системе средневекового европейского образования), магистров (лат. magister — начальник, наставник «семи свободных искусств»; вторая академическая степень) и докторов (лат. doctor — учитель, преподаватель; от docere — учить). Примерно с XV—XVI вв. в средневековых университетах Европы было введено звание профессора. Термин «профессор» (лат. professor — знаток, публично признанный учителем) пришел из Древнего Рима.
Что качается женщин, то до середины 19 века их не допускали к медицине вообще. Потом их количество было очень маленьким. И только в 20 веке (например в Чикаго), появились университеты, не имеющие предубеждения к женскому полу.
список литературы (История медицины. Фармацевтическая пропедевтика.):
Список использованных источников
1. Лисицын А.П. История медицины. М.: 2003. – 360с.
2. В. Ф. Семенченко Хроника фармации. М. Альфа-М. 2005. – 450с.
3. Васильев К.Г. История эпидемий и борьба с ними в России в XX столетии М.: Монография Серия. 2005. – 500с.
1. Лисицын А.П. История медицины. М.: 2003. – 360с.
2. В. Ф. Семенченко Хроника фармации. М. Альфа-М. 2005. – 450с.
3. Васильев К.Г. История эпидемий и борьба с ними в России в XX столетии М.: Монография Серия. 2005. – 500с.