Таможенная политика московского централизованного государства
наименование:
Таможенная политика московского централизованного государства
тип работы: курсовые
количество страниц: 24
год написания: 2007
план (Таможенная политика московского централизованного государства):
1. Таможенное дело в XVI - XVII веках .........4
2.Едина таможенная политика Московского государства...7
3.Таможенная система Московского государства......10
4. Устройство таможенной избы......…18
5. Новоторговый устав......19
Заключение......21
Литература......…...…24
описание (Таможенная политика московского централизованного государства):
Постепенно оправилась от монгольского нашествия и русская торговля. Правда, товарная продукция обращалась в основном на местных рынках, но торговля хлебом уже перерастала их рамки. Купцы выступали только как передатчики товаров, произведенных городскими ремесленниками и крестьянами, торговый и ростовщический капитал не переходил в сферу производства.
Многие древние торговые связи утратили свое былое значение, но появились другие, и торговля со странами Запада и Востока получает достаточно широкое развитие. Однако особенностью внешней торговли России был высокий удельный вес таких предметов промыслов, как пушнина и воск. Масштабы торговых сделок были невелики, а торговлю вели главным образом мелкие торговцы. Впрочем, существовали и богатые купцы, которые в XIV-XV вв. фигурируют в источниках под именем гостей или нарочитых гостей.
В целом надо отметить, что русская экономика развивалась в неблагоприятных природных и геополитических условиях. Этим можно объяснить желание государства сначала сосредоточить в своих руках весь прибавочный продукт, а затем разделить его. Это определяло и важность служебных отношений и введения новых таможенных пошлин.
1. Таможенное дело в XVI - XVII веках
Главным обстоятельством, определившим развитие таможенной системы в этот период, явилось формирование единого русского (Московского) государства с его обширным государственным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов, денежных и натуральных, внешних и внутренних, с продаваемых или только с привозимых товаров.
С созданием и укреплением Московского государства, с расширением территории открылись более широкие возможности развития торговых отношений с Западом и Востоком.
Особенность русской торговли в этот период состояла в том, что, с одной стороны, государство располагало огромными сырьевыми запасами, с другой стороны, отсутствовала даже скудная промышленность. В стране была слобо развита сеть дорог, было мало людей, опытных в ведении торговли, то есть купцов.
Однако московское правительство вело обширные операции по внешней торговле. Важным предметом этой торговли были, в частности, сибирские меха, которые в огромном количестве собирались в виде подати с сибирских инородцев, затем сортировались и продавались за границу. Другими предметами казенной торговли были в разное время хлеб, рыба, соль, смола, лен, пенька. Причем иногда торговля тем или иным товаром объявлялось казенной монополией.
По мере становления Русского централизованного государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлин и пополнение государственной казны. В 17 веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.
Кроме того, таможенные пошлины собирались на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись таможенные головы и их помощники целовальники.
Таможенные головы избирались срокам на один год. На крупных таможнях назначались «товарищи» заместители головы. Самые крупные таможни возглавлялись представителями купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Исходя из результатов работы по итогам года, если суммы пошлин превышали ранее намеченную величину, таможенные головы поощрялись. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя.
В 1636 году казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 рублей, а астраханская на 4462 рубля. Таможенные головы получили по серебряному ковшу весов в тир гривенника, по 10 аршин атласа и по 40 соболей стоимостью 60 рублей. Примером больших сборов может служить также работа московской Большой таможни. В 1640 году прибыль здесь составила 8314 рублей. Наград были удостоены не только таможенные головы, но и целовальники.
Однако время глубоких реформ в области таможенного дела еще не наступило. Лишь в некоторых таможнях таможенные сборы напрямую взимались в пользу казны. В большинстве случаев они отдавались на откуп. Суть откупа состояла в том, что заинтересованное лицо (откупщик) вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу. В начале 17 века многие таможни находились на откупе: в Курске, Белгороде, Путивле, Орле, Рязани и др. Откупы сохраняются не только в 17 веке, но и в 18 веке и отменены Высочайшим указом лишь в 1807 году.
Говоря о внешней торговле России 16-17 веков, следует особо подчеркнуть значение города Архангельска, где проводились ярмарки, имевшие характер всероссийских. К определенному сроку здесь собиралось так много купцов, что активность торговой жизни самой Москва на время ослабевала. Не только частные купцы, но и сам царь отправлял в Архангельск огромное количество мехов, мыла, пеньки, льна, которые там обменивались на шелковые ткани, парчи, атласы, бархаты, сукна и другие товары.
Основную часть импорта России в то время составляли такие товары: сукна, яхонт, бирюза, наждак, жемчуг, специи (анис, ревень, гвоздика, кардамон, перец, шафран, мускат, ладан, тмин), купорос, мышьяк, нашатырь, металлы (медь, железо, свинец), соли, краски, бумага, мыло, нитки, кружева, вина, а также лимоны, чернослив, грецкие орехи. Как можно отметить, большая часть этих товаров состоит из предметов роскоши, кроме металлов, соли и красок. Мыло и писчую бумагу в те времена относили к предметам роскоши.
Русский экспорт состоял из кожи, сала, мехов, ( эти товары составляли 61% экспорта), а также из хлеба, льняного семени, мяса, икры, свиной щетины, воска, рыбы, рыбьего жира, дегтя, смолы. Таким образом, в структуре экспорта преобладало сырье. Готовые изделия: гвозди сапожные, сошное железо, канаты и рукавицы составляли его незначительную часть.
Основные страны, с которыми торговала Россия в это время Голландия, Англия, Франция и Швеция, товары из которых доставлялись в Россию на морских судах через Архангельск и оттуда же вывозились закупленные русские товары.
К концу 17 началу 18 веков таможенная система в Российском государстве отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой политики. Сложился централизованный орган, в который поступали таможенные сборы Приказ Большой казны. В торговых городах существовали различные структуры таможен. Однако процесс совершенствования таможенного дела шел медленно в силу экономической отсталости страны, несовершенства денежной системы и слабо развитой внешней торговли.
2.Едина таможенная политика Московского государства.
Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI в.
Таможенная служба в России в конце XVI в. - начале XVII в. была "верной" или "откупной". К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на "веру", в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, "приводились к вере". Поэтому данный способ получил название "верного".
По откупной системе таможенная служба формировалась следующим образом. В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других - областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты).
Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству определенной суммы в установленные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.
В конце XVII в. взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах.В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство, и упорядочивались процедуры его применения.
По мере становления и развития в России централизованного государства развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения государственной казны.
К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.
Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.
Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была«сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.
Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы. В начале XVI века, с образованием Русского централизованного государства, происходит упорядочение таможенных сборов. Внутренние таможенные пошлины платились со всех привозимых на продажу товаров. В XVII веке активизировалось товарное производство. Заметно повысилась роль купечества, которое торговало за границей пушниной, закупало продовольствие. В это время активно предпринимались меры по защите отечественного рынка. Иностранным купцам под угрозой конфискации товаров запрещалось торговать и обмениваться друг с другом товарами в обход таможенного служащего.
список литературы (Таможенная политика московского централизованного государства):
1. Берков Е.А., Галанжан Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. М., 1998.
2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М., 1997.
3. Ванин М.В. Таможенная политика: проблемы и приоритеты. // Таможня. 27 июня 2000.
4. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. М. 1993.
5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М. 2001.
6. Габричидзе Б.Н., Козлов Е. Ю. Таможенная система России: между прошлым и будущим. Народный депутат. 1992. №11.
7. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве. (1917-1991 гг.) // Государство и право. 1992. №10.
8. Габричидзе Б.Н., Суслов Н. А. Таможенные органы РФ: правовой статус и пути его совершенствования. // Государство и право. 1995. № 3.
9. Дюмулен И. И. Барьеры на торговых путях. М., 1977.
10.Дмитриев С. С. Возникновение и развитие советской таможенной
системы. // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3
11.Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России:
Курс лекций. М. РТА. 2000.
12.Исследование проблем таможенного дела: Сб. научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. Вып. 1. М., 1998.
13.Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. 907 -1995. М., 1995.
2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М., 1997.
3. Ванин М.В. Таможенная политика: проблемы и приоритеты. // Таможня. 27 июня 2000.
4. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. М. 1993.
5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М. 2001.
6. Габричидзе Б.Н., Козлов Е. Ю. Таможенная система России: между прошлым и будущим. Народный депутат. 1992. №11.
7. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве. (1917-1991 гг.) // Государство и право. 1992. №10.
8. Габричидзе Б.Н., Суслов Н. А. Таможенные органы РФ: правовой статус и пути его совершенствования. // Государство и право. 1995. № 3.
9. Дюмулен И. И. Барьеры на торговых путях. М., 1977.
10.Дмитриев С. С. Возникновение и развитие советской таможенной
системы. // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3
11.Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России:
Курс лекций. М. РТА. 2000.
12.Исследование проблем таможенного дела: Сб. научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. Вып. 1. М., 1998.
13.Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. 907 -1995. М., 1995.