Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации
наименование:
Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации
тип работы: курсовые
количество страниц: 28
год написания: 2007
план (Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации):
1.1. Содержание термина «коммуникация» ...4
1.2. Западные трактовки феномена коммуникации ...... 6
1.3. Восточная трактовка феномена коммуникации ..._. 18
Заключение ... 27
Список литературы ...... 28
описание (Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации):
Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.
Однако у исследователей пока еще нет единства относительно научного статуса теории коммуникации, ее объекта и предмета, ее принадлежности к тому или иному «научному ведомству», а также ее места в системе современного социогуманитарного знания и вузовского образования.
Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей
самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной. Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество, если не сказать — как окружающий нас мир.
1.1. Содержание термина «коммуникация»
Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Коммуникация (от лат. communicatio — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) выступает как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей [5, с. 24-28].
Понятие «коммуникация» имеет по крайней мере три интерпретации:
а) средство информации;
б) передача информации;
в) воздействие информацией.
Первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, различных по своей природе, функции и эффективности; второе — с проблемами межличностной коммуникации; третье обусловлено проблемами массовой коммуникации. Соответственно коммуникацию можно определить как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью многообразных коммуникативных (вербальных и невербальных) средств.
Изучение политической коммуникации имеет глубокие корни, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первую мировую войну, проводившиеся после ее окончания. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940 — начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических процессов было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуникационных систем и технологий.
Сама идея политической коммуникации довольно неоднозначна. Существует множество ее трактовок. Среди них можно выделить наиболее распространенные:
1. Политическую коммуникацию представляют не только в качестве речевого
взаимодействия или способности убеждения посредством символов и знаков,
но и как возможность осуществления самой власти.
2. Политическая коммуникация трактуется как постоянный процесс передачи
политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.
Политическая коммуникация определяется как процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.
Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разнообразное влияние на политику.
В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между субъектами политики, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Важным моментом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений субъектов политики путем обмена информацией в процесс? борьбы за власть или ее осуществление. Посредством коммуникации передается три типа политических сообщений: а) побудительные (приказ, убеждение): б) собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); в) фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
1.2. Западные трактовки феномена коммуникации
В современной коммуникативистике выделяется несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации.
Во-первых, это различные подходы технократического и интеракционного характера.
Во-вторых, в рамках интеракционизма ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Дебаты о коммуникации в подобных терминах занимают одно из центральных мест в современной социологии, психологии и культурологии. В рамках именно этих наук складывались основные теоретико-методологические подходы к коммуникации и предпринимались различные попытки примирить объективную структуру и субъективную волю.
Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и самого предмета исследования. После Второй мировой войны роль технических средств коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление «технотронной эры» и «информационного общества»[5, с. 29-30].
Так возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства ин формации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Один из основоположников данной теории Д. Белл полагал, что США и многие европейские страны становятся информационными обществами, основанными не на индустриальном производстве с его традиционными отраслями, а на новейших информационных технологиях и производстве нового знания (new economy, e-commerce). Явным признаком такой трансформации становится повышение значения высшего образования. Знание превращается в ключевой источник новшеств и основу социальной организации и техноструктуры (Дж. Гэлбрейт) [5, с. 31].
список литературы (Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации):
1. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
2. Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга / Под ред. Н.П. Бехтеревой. М., 1988.
3. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - Питер, 2005. – 288
4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
5. Соловьев А.И. Политология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559
6. Политология. Учебное пособие /под ред. А.С. Тугаева, А.Е. Хренова. – СПб, Питер, 2005. – 560 с.
7. Основы теории коммуникации: Учебник. /под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
8. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб, Питер, 2004. – 397 с.
2. Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга / Под ред. Н.П. Бехтеревой. М., 1988.
3. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - Питер, 2005. – 288
4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
5. Соловьев А.И. Политология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559
6. Политология. Учебное пособие /под ред. А.С. Тугаева, А.Е. Хренова. – СПб, Питер, 2005. – 560 с.
7. Основы теории коммуникации: Учебник. /под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
8. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб, Питер, 2004. – 397 с.