Политика и международные отношения
наименование:
Политика и международные отношения
тип работы: курсовые
количество страниц: 20
год написания: 2006
план (Политика и международные отношения):
1. СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 4
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
2.1. Защита прав человека 9
2.2. Международные документы о правах человека 11
2.3. Международное гуманитарное право 12
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 12
3.1. Международная система 12
3.2. Международные взаимодействия 14
4. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
описание (Политика и международные отношения):
Все политические события происходят в определенном пространстве и времени. Пространство и время – базовые параметры политики как таковой, они задают объективные рамки любой политической деятельности, в том числе международной. Международное положение государства – это в первую очередь его положение в пространстве относительно его партнеров и соперников.
Объективные и субъективные характеристики пространства и времени подвержены динамике, они меняются в результате мировых процессов. Так, глобализация «сжимает» мировое пространство и «ускоряет» ход времени. Одновременно, в современном мировом развитии рождаются силы, противостоящие этим новым тенденциям и тормозящие их.
Проблематика, связанная с роль пространства и времени в мировой политике, активно разрабатывается в современной политической науке и международных исследованиях. Изучение мирового политического развития, международных и внутренних кризисов, геополитические исследования, проблематика Модерна и Постмодерна, вопросы стратегического планирования и др. – трудно перечислить все направления исследований, в которых пространство и время выступают существенными факторами мировой политики и международных отношений.
Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
1. Соотношение внутренней и внешней политики
В международных отношениях четко выделяются экономические, социальные, политические и духовно-культурные аспекты. Международные отношения, как и внешняя политика, являются прямым продолжением внутренней политики. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны с экономическим укладом, общественным и государственным строем общества. Главные цели - это обеспечение благоприятных международных условии для реализации интересов какого-либо государства, национальной безопасности; предотвращение новой войны.
Внешняя политика отличается от внутренней прежде всего тем, что она имеет больший территориальный масштаб действия, так как для осуществления внешней политики необходимо взаимодействие хотя бы двух стран.
Еще одно отличие внешней политики заключается в том, что в мире существует множество государств со своими государственными и политическими укладами и все они зачастую не совпадают по своим интересам, целям и задачам. Это вызывает необходимость согласования, стыковки всех этих интересов и задач независимо от их государственных различий. Вместе с этим внешняя политика преобразует, изменяет и в какой-то мере подстраивает внутреннюю политику под внешнюю.
От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников.
В результате внешняя и внутренняя политика решают одну и ту же задачу по обеспечению и упрочнению существующей в данной стране системы общественных отношений.
Соотношение внешней и внутренней политики лучше всего рассмотреть на примере функций государства. Функции государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относят:
1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;
2) экономическую функцию;
3) функцию налогообложения;
4) функцию социальной защиты;
5) экологическую функцию;
6) культурную функцию.
К внешним функциям относят:
1) функцию обороны страны (поддержание уровня безопасности общества, защиту суверенитета и территориальной целостности);
2) функцию поддержания мирового порядка (предотвращение войны, урегулирование межнациональных и межгосударственных конфликтов);
3) функцию сотрудничества с другими странами (деятельность государства для установления и развития экономических, политических, культурных и иных отношений).
Как внутренне, так и внешнеполитическая деятельность государства будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и других особенностей всех народов, входящих в мировое сообщество.
2. Современные тенденции мировой политики
Под мировой политикой понимают совокупную политическую деятельность основных субъектов международного права, интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества.
Структурно мировая политика представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств; политическими акциями региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и других объединений такого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
Мировая политика, таким образом, охватывает весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках. Ее главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это прежде всего проблемы войны и мира, всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты.
Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений.
В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.
Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий:
· Внешняя политика – это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам;
· Международная политика - совокупная деятельность государств на международной арене.
· Межгосударственная политика – отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.);
· Наднациональная политика – сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, еще не получившее широкое распространение в российской политологии. Оно обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения;
· Мультинациональная политика – это влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств, например (ОБСЕ, ОАЕ). Субъекты этой политики – национальные государства;
· Транснациональная политика – сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов: партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций;
· Трансправительственная политика.
список литературы (Политика и международные отношения):
1. Политология: Учебное пособие для вузов/ научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн.-М.: Центр, 2000.-336с.
2. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие.- М.: Фаир-Пресс, 2000.-416с.
3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.-М.: Юристъ, 2001.-511с.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2002.-477с.
5. Политология: Учеб. Пособие./ Н.И. Азаров, Г.С. Адрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Б.И. Кретова.-М.: Высш. Шк., 2001.-303с.
6. Политология: Энциклопедический словарь под общ. ред. Ю.В. Асерьянова. Московский коммерческий университет.- 499с.
7. Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие.- М.: Фаир-Пресс, 2000.-416с.
3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.-М.: Юристъ, 2001.-511с.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2002.-477с.
5. Политология: Учеб. Пособие./ Н.И. Азаров, Г.С. Адрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Б.И. Кретова.-М.: Высш. Шк., 2001.-303с.
6. Политология: Энциклопедический словарь под общ. ред. Ю.В. Асерьянова. Московский коммерческий университет.- 499с.
7. Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с