Политико-правовой аспект разрешения конфликта в Косово
наименование:
Политико-правовой аспект разрешения конфликта в Косово
тип работы: курсовые
количество страниц: 34
год написания: 2007
план (Политико-правовой аспект разрешения конфликта в Косово):
1 Генезис и современное состояние конфликта 4
1.1 Определение вида конфликта 4
1.2 Периодизация конфликта 6
1.3 Небольшой исторический экскурс 12
1.4 Выделение современного этапа конфликта 19
1.5 Аналитическое описание конфликта 22
1.6 Выделение субъектов конфликта 24
2 Политико-правовой аспект современного состояния конфликта в Косово 26
2.1 Анализ политико-правовых актов 26
2.2 Прецедентность конфликта 30
Заключение 32
Список литературы 35
описание (Политико-правовой аспект разрешения конфликта в Косово):
1.1 Определение вида конфликта
Поворотным пунктом в формировании современной системы международных отношений в Европе стал 1989 г., когда в течение нескольких месяцев в странах тогдашней Восточной Европы полностью изменился политический режим, в результате чего перестал существовать так называемый советский блок. Этот поворот стал необратимым, когда в ноябре того же года Берлинская стена перестала быть политической реальностью и осталась просто архитектурным сооружением, предназначенным на снос. Наконец, в декабре 1989 г. на встрече президентов СССР и США у берегов Мальты "холодная война" была официально похоронена.
Формирование новой международной системы никогда не происходит в один момент. На создание опор нового миропорядка, отлаживание механизма балансов и контрбалансов, достижение в итоге устойчивого равновесия требуется время. Процессы, происходившие в последнее десятилетие ХХ в., оказались более глубокими, чем те, которые следовали за обеими мировыми войнами, и становление новой системы международных отношений затянулось. Таким образом, есть гораздо больше оснований говорить о мировом беспорядке, чем о появлении какой-то новой стройной конструкции. Вместе с тем можно утверждать, что в мировом развитии пройден важный этап. Символическую черту под первым десятилетием после "холодной войны" подвел именно косовский кризис.
Мы традиционно употребляем понятие "кризис" - по аналогии с Карибским, Берлинскими и др. - для обозначения международных аспектов внутреннего конфликта в Косово. Название сербской провинции, таким образом, указывает на географический эпицентр потрясения, которое затронуло не только Югославию и южные Балканы, но фактически всю Европу, а также США и Россию. В международной среде, следовательно, создались условия для того, чтобы острый этнополитический конфликт в сравнительно небольшой стране спровоцировал опасный кризис на мировой арене. В результате увеличения числа участников претерпели изменения и содержание конфликта внутри Косово, и мотивы непосредственно вовлеченных в него сторон. Слово "кризис", помимо прочего, указывает на потенциально различные варианты развития ситуации как на локальном и региональном, так и на глобальном уровнях. От того, какие из возможных вариантов будут реализованы, во многом будет зависеть направление дальнейшей эволюции международных отношений .
Конфликт в Косово также называют этнополитическим, то есть это международный конфликт, в котором сталкиваются группы с противоположными интересами по этническому признаку. Источником этнических конфликтов, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия. Нарастание этнического конфликта сопровождается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии. В основе конфликта лежит проти-востояние двух этнических групп, сербов, составляющих основное население СРЮ, и ал-банцев, составляющих большинство населения провинции и пользующихся поддержкой извне.
Современный кризис на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), распад федерации - это трагедия не только для людей всех национальностей бывшей и нынешней Югославии, но и для Европы в целом. Сотни тысяч погибших, миллионы беженцев, массовые преступления, ненависть и жестокость, искореженные судьбы, разрушенные церкви, костелы и мечети, музеи и библиотеки - таковы основные вехи этой трагедии .
1.2 Периодизация конфликта
Последние двадцать лет косовские албанцы не участвовали в переписи населения, поэтому данные об их численности разнятся. По одним источникам, в 1981 г. население Автономного края Косово составляло 1584 тыс. человек, из которых албанцев было 1227 тыс., или 77,4%, а сербов - 209 тыс., или 13,2%. Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн. человек. По другим сведениям, это соотношение имеет более благоприятный для сербов характер: согласно последним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае около 917 тыс., или 66%. Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя югославами, насчитывается 250 тыс. Кроме того, в этой небольшой провинции проживают 72 тыс. мусульман, 21 тыс. турок, 97 тыс. цыган .
В социалистической Югославии строительству федеративных отношений всегда уделялось большое внимание. В развитии югославского федерализма, в том числе и во взаимоотношениях республик и краев, можно выделить несколько этапов.
Первый этап (1943-1950 гг.) связан с теоретической разработкой и строительством централистско-административной системы власти в федеративном государстве. Первая Конституция ФНРЮ (1946 г.) испытала на себе сильное влияние Конституции СССР 1936 г. Она окончательно утвердила федеративный строй, провозгласив Югославию "союзным государством республиканского типа, объединением равноправных народов, которые на основе права на самоопределение, включая право на отделение, выразили свою волю жить совместно в федеративном государстве" . Союзными единицами становились республики как содружества проживающих на их территориях народов и национальных меньшинств. Сербия была конституирована как сложная федеральная единица. Воеводина, где проживало около 500 тыс. венгров, и Косово и Метохия (Космет) получили статус автономных областей в составе Сербии. Отношения между республиками и федеральными органами в этот период строились на приоритете центральной власти
список литературы (Политико-правовой аспект разрешения конфликта в Косово):
1. Балканы между прошлым и будущим. - М.: ИМЭПИ - Горбачев-Фонд, 1995. - 222 с.
2. Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. - 1998. - # 10. - С. 37, 38
3. Ляука И. Эволюция проблемы Косовы и ее современное состояние: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994. - С. 7.
4. Валев Э. Б. Югославский клубок // География. - 1996. - # 13. - С. 4.
5. Письмо Э. Ходжи в ЦК ВКП(б) о предыстории возникновения косовского вопроса и методах его решения // Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953. - Т. 2: 1949-1953. - Москва; Новосибирск: Сибир. хронограф, 1998. - С. 206.
6. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости, 1992. - С. 96.
7. Автономный край Косово и Метохия: Факты. - Белград: Союз. секретариат по информ., 1998. - С. 6.
8. Д. Тренин. Казус Косово./ Статья. Журнал «Pro et Contra». 2006. № 5-6
9. Ганин М. В. Югославский конфликт и роль ЕС в его урегулировании: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994
10. Социалистическая Федеративная Республика Югославия. - М.: Наука, 1985. - С. 170.
2. Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. - 1998. - # 10. - С. 37, 38
3. Ляука И. Эволюция проблемы Косовы и ее современное состояние: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994. - С. 7.
4. Валев Э. Б. Югославский клубок // География. - 1996. - # 13. - С. 4.
5. Письмо Э. Ходжи в ЦК ВКП(б) о предыстории возникновения косовского вопроса и методах его решения // Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953. - Т. 2: 1949-1953. - Москва; Новосибирск: Сибир. хронограф, 1998. - С. 206.
6. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости, 1992. - С. 96.
7. Автономный край Косово и Метохия: Факты. - Белград: Союз. секретариат по информ., 1998. - С. 6.
8. Д. Тренин. Казус Косово./ Статья. Журнал «Pro et Contra». 2006. № 5-6
9. Ганин М. В. Югославский конфликт и роль ЕС в его урегулировании: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994
10. Социалистическая Федеративная Республика Югославия. - М.: Наука, 1985. - С. 170.