Особенности правового регулирования налоговых органов Российской Федерации
наименование:
Особенности правового регулирования налоговых органов Российской Федерации
тип работы: дипломные
количество страниц: 71
год написания: 2008
план (Особенности правового регулирования налоговых органов Российской Федерации):
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. В свое время П. Прудон, верно, подметил, что «в сущности, вопрос о налоге – есть вопрос о государстве».
Налоговые органы широко используются для воздействия на определенные процессы развития экономики, ее структурную перестройку, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.
Учитывая, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют различные основания установления преимуществ для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих правовых явлений и, в частности, выделение из общего массива правовых норм, содержащих налоговые льготы.
В связи с этим, особое внимание в работе уделяется изучению правовому регулированию налоговых органов.
Сущность, функции и роль налоговых органов относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов. Поскольку налоговое законодательство для постсоветской России явилось достаточно новой отраслью, для формирования понятийного аппарата налогового права был большей частью использован зарубежный опыт. При этом параллельно с развитием налогового законодательства начинает развиваться и доктринальное толкование правовых категорий и институтов, установленных налоговыми законами. Немалый вклад в развитие отечественной теории правовых основ налогообложения внесли такие специалисты, как Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина, А.В. Брызгалин, Е.Ю. Грачева, И.В. Карасева, М.В. Кустова, И.И. Кучеров, О.А. Ногина, С.В. Овсянников, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, Н.И. Химичева, Д.Г. Черник, Н.А. Шевелева и другие.
Недостаточная теоретическая разработанность приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов налогообложения. Непроработанность механизмов правового регулирования налоговых органов влечет за собой их неэффективное использование, что лишает данный инструмент истинного регулирующего смысла.
Объектом исследования выступают правовые отношения, связанные с регулированием деятельности налоговых органов Российской Федерации. Предмет дипломной работы составляют акты налогового законодательства, регулирующие институт налоговых отношений, сложившаяся правоприменительная практика и доктрина. Большое внимание уделено изучению доктринальных подходов к определению понятия и классификации налоговых органов, а также анализу актов налогового законодательства и правоприменительной практики, в том числе позициям финансовых и налоговых органов Российской Федерации, Конституционного Суда РФ, а также арбитражной практике по проблемам правового регулирования налоговых органов.
описание (Особенности правового регулирования налоговых органов Российской Федерации):
Однако реформирование системы налоговых органов проходило без продуманной научной концепции. Результатом стали: большое количество нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию налоговых органов и налоговой полиции; пересечение полномочий; юридические коллизии. Такая ситуация породила возможности для злоупотреблений служебным положением, незащищенность налогоплательщиков и как следствие - глубоко негативное отношение ко всей налоговой системе, недоверие и подозрительность в отношении деятельности органов государственной власти в этой сфере. Пересечение управленческих полномочий и правоохранительных скрывает в себе также проблемы, связанные с доказыванием вины недобросовестного налогоплательщика.
Государственное управление в данной области должно строиться по тем же принципам, что и в других отраслях. Так, общее управление в области атомной энергии возложено на Министерство по атомной энергетике РФ. Оно проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии, координирует деятельность других органов исполнительной власти в подведомственной сфере. В то же время существует Госатомнадзор России (действующий на основании Положения, утвержденного указом Президента РФ), который организует и осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, радиоактивных веществ, обеспечивает защиту окружающей среды и интересы безопасности РФ. Важным полномочием Госатомнадзора является инспектирование состояния ядерной и радиационной безопасности, выдача предписаний об обязательном устранении нарушений, приостановление работ, проводимых с нарушением правил и требований; изъятие лицензий. За нарушение правил, норм и инструкций в соответствующей области Госатомнадзор имеет право привлекать к административной ответственности должностных лиц (ч.2 ст. 88 КоАП РСФСР).
Трансформация ГНС в Министерство РФ по налогам и сборам - первый шаг на пути уточнения компетенции налоговых органов. Министерство - это орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управления в определенной сфере и координирующий деятельность других органов власти в данной области.
По нашему мнению, ключевыми становятся функции по управлению и координации. Содержанием управления являются следующие полномочия ГНС:
- непосредственное проведение и организация работы государственных налоговых инспекций;
- разработка и осуществление государственной налоговой политики;
- осуществление контроля за изданием министерствами и ведомствами нормативных документов, связанных с налогообложением, а в необходимых случаях имеет право ставить вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;
- проведение обследований и проверок организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принятие мер к устранению выявленных недостатков и нарушений, в случае необходимости заслушивание отчетов руководителей проверенных инспекций, оказание методической и практической помощи в организации работы инспекций;
- осуществление общего контроля за состоянием инспекторской работы государственных налоговых инспекций по субъектам Федерации;
- проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
- разработка форм налоговых отчетов, расчетов, деклараций и других финансово-отчетных документов;
- консолидация и анализ отчетных статистических данных и результатов проверок;
- подготовка предложений по разработке инструктивных, методических указаний и другой документации по применению законодательных актов по налогам и сборам;
- получение обобщенного анализа отчетов ГНИ о проведенной работе;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о налогах;
- разработка межправительственных соглашений об избежании двойногоналогообложения совместно с Министерством экономики и финансов РФ;
- осуществление межгосударственных связей с налоговыми службами иностранных государств, международными организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучение опыта организации деятельности налоговых служб зарубежных стран с целью практического использования в деятельности ГНИ;
- осуществление мер по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы ГНИ;
Координационные полномочия включают:
- проведение в тесном взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами государственной власти мероприятий по усилению надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- деятельность по взаимодействию с органами государственной власти и управления всех уровней по вопросам обеспечения налоговых органов РФ служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой и другими материально-техническими средствами.
- надзорную
список литературы (Особенности правового регулирования налоговых органов Российской Федерации):
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Нормативно-правовые акты
1.1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
1.2 Закон РФ №42-ФЗ от 26.03.98 «О федеральном бюджете на 1998год».
1.3 Инструкция № 37 от 10.08.95 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
1.4 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР – Федеральный Закон от 17 декабря 1995 года №200-ФЗ.
1.5 О федеральных органах налоговой полиции - Закон РФ от 24 июня 1993 года №5238-1 .
1.6 Указание ГНС РФ от 28 августа 1992 г.т № ИП-0-01/284 «О порядке проведения документальной проверки юридических лиц».
1.7 Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ 1998. № 52 Ст. 6393.
1.8 СЗ РФ, 1996. - № 12. - ст.2348.
1.9 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. - М.: Маркетинг, 2001.-39с.-ISBN 5-94462-025-0.
2. Научная и учебная литература
2.01 Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 1999.
2.02 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало, 1996.
2.03 Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы -важная задача налоговых органов. // Налоговый вестник.-1997.-№ 1.-С.3-8.
2.04 Босс Г. «Изменение налоговой политики – насущное веление времени»//Аудитор,№3,1999.
2.05 Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. // Налоговый вестник.-1998.-№ 2.-С.60-61.
2.06 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Демешева Е.В. Налоговый учет и налоговая политика предприятия. – М.:Аналитика-Пресс,1998.
2.07 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №15.
2.08 Вестник ВАС РФ, 2001. - № 7. – С.51.
2.09 Габричидзе Б. Новый этап в развитии таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов. - М.: БЕК, 1994.
2.10 Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.:Экономика,1997.
2.11 Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. — М.: Мысль, 1980.
2.12 Камышанов П.И. "Основы налогообложения в России" -- М.: Элиста : АПП "Джангар" 2000.
2.13 Караваева Н.В. «Налоговая политика ведущих зарубежных государств системе госрегулирования».// Законодательство и экономика. – 1998. - №17 –С. 18.
2.14 Кашин В., Мерзляков И. «Налоговая политика и оздоровление России»//Аудитор. – 1998. - №9.
2.15 Козырин А. Таможенное право России. Учебное пособие. М.: Фирма СПАРК. 1995.
2.16 Конищева Т., Подымов А. Сначала зарплата -потом долги//Российская газета, 2000. - 4 февр.
2.17 Курс экономики (Учебник) – 2-е изд., доп. / Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 1999.
2.18 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. - М.: БЕК, 2001.
2.19 Лященко П.И. История народного хозяйства СССР: В 2 т. – М.: Госполитиздат, 1952.
2.20 Мамаев М.И. Советский период развития уголовной ответственности за налоговые преступления. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2001.
2.21 Мурзов И.А. Трансформация налоговой системы в экономике переходного периода. – Новосибирск: ИЭОПП Сиб. отделение РАН, 1997.
2.22 Налоги // Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2.23 Налоги и налоговое право. Учебное пособие.- М.: Бек,1997.
2.24 Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов/под ред. Русаковой И.Г., Кашина В.А. – М.: Финансы,1998.
2.25 Налоговая реформа и направления налоговой политики//ЭКО. – 1999. - №1.
2.26 Новые законы и нормативные акты//Газетно-журнальное объединение «Воскресенье». – 1999. - №3.
2.27 Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. // Налоговый вестник.-1997.-№ 11.- с.53.
2.28 Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право. - М.: Юрист, 1999.
2.29 Павлова Л.,Мерзляков И. «Совершенствование налогообложения в Российской Федерации»//Аудитор. – 1998. - №8.
2.30 Пансков В. «Налоги и налоговая политика-96»//Российский экономический журнал. – 1996. - №1.
2.31 Пепеляев С. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. - М.: Инвест Фонд, 1995.
2.32 Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрист, 1996.
2.33 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. – М.: Инфра-М,1996.
2.34 Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
2.35 Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. // Финансы. - 1996. - №7. с.20.
2.36 Указ Президента РФ от 23.05.94г. № 1006 «О проведении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» // Российские вести. - 1994. - 22 сент. - с.4.
2.37 Хритинин В.Ф. Результативность контрольной работы повысилась. //Финансы. - 1997. - № 5. с.29-31.
2.38 Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. //Финансы. - 1995. - № 9. - с.17-21.
2.39 Щербинин А.Т. Еще один этап организации налогового контроля.//Финансы. -1996.- № 4. - с.21-25.
2.40 Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России от Петра I до Николая II. - М.: Международные отношения, 1994.
2.41 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Юнити,1997.
2.42 Экономическая история капиталистических стран / Под ред. В.Т.Чунтулова и В.Г. Сарычева. – М., Высшая школа, 1985.
2.43 Юткина Т. «Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением»//Аудитор. – 1998. - №1.
1.Нормативно-правовые акты
1.1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).
1.2 Закон РФ №42-ФЗ от 26.03.98 «О федеральном бюджете на 1998год».
1.3 Инструкция № 37 от 10.08.95 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
1.4 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР – Федеральный Закон от 17 декабря 1995 года №200-ФЗ.
1.5 О федеральных органах налоговой полиции - Закон РФ от 24 июня 1993 года №5238-1 .
1.6 Указание ГНС РФ от 28 августа 1992 г.т № ИП-0-01/284 «О порядке проведения документальной проверки юридических лиц».
1.7 Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ 1998. № 52 Ст. 6393.
1.8 СЗ РФ, 1996. - № 12. - ст.2348.
1.9 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. - М.: Маркетинг, 2001.-39с.-ISBN 5-94462-025-0.
2. Научная и учебная литература
2.01 Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 1999.
2.02 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало, 1996.
2.03 Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы -важная задача налоговых органов. // Налоговый вестник.-1997.-№ 1.-С.3-8.
2.04 Босс Г. «Изменение налоговой политики – насущное веление времени»//Аудитор,№3,1999.
2.05 Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. // Налоговый вестник.-1998.-№ 2.-С.60-61.
2.06 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Демешева Е.В. Налоговый учет и налоговая политика предприятия. – М.:Аналитика-Пресс,1998.
2.07 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №15.
2.08 Вестник ВАС РФ, 2001. - № 7. – С.51.
2.09 Габричидзе Б. Новый этап в развитии таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов. - М.: БЕК, 1994.
2.10 Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.:Экономика,1997.
2.11 Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. — М.: Мысль, 1980.
2.12 Камышанов П.И. "Основы налогообложения в России" -- М.: Элиста : АПП "Джангар" 2000.
2.13 Караваева Н.В. «Налоговая политика ведущих зарубежных государств системе госрегулирования».// Законодательство и экономика. – 1998. - №17 –С. 18.
2.14 Кашин В., Мерзляков И. «Налоговая политика и оздоровление России»//Аудитор. – 1998. - №9.
2.15 Козырин А. Таможенное право России. Учебное пособие. М.: Фирма СПАРК. 1995.
2.16 Конищева Т., Подымов А. Сначала зарплата -потом долги//Российская газета, 2000. - 4 февр.
2.17 Курс экономики (Учебник) – 2-е изд., доп. / Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 1999.
2.18 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. - М.: БЕК, 2001.
2.19 Лященко П.И. История народного хозяйства СССР: В 2 т. – М.: Госполитиздат, 1952.
2.20 Мамаев М.И. Советский период развития уголовной ответственности за налоговые преступления. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2001.
2.21 Мурзов И.А. Трансформация налоговой системы в экономике переходного периода. – Новосибирск: ИЭОПП Сиб. отделение РАН, 1997.
2.22 Налоги // Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2.23 Налоги и налоговое право. Учебное пособие.- М.: Бек,1997.
2.24 Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов/под ред. Русаковой И.Г., Кашина В.А. – М.: Финансы,1998.
2.25 Налоговая реформа и направления налоговой политики//ЭКО. – 1999. - №1.
2.26 Новые законы и нормативные акты//Газетно-журнальное объединение «Воскресенье». – 1999. - №3.
2.27 Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. // Налоговый вестник.-1997.-№ 11.- с.53.
2.28 Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право. - М.: Юрист, 1999.
2.29 Павлова Л.,Мерзляков И. «Совершенствование налогообложения в Российской Федерации»//Аудитор. – 1998. - №8.
2.30 Пансков В. «Налоги и налоговая политика-96»//Российский экономический журнал. – 1996. - №1.
2.31 Пепеляев С. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. - М.: Инвест Фонд, 1995.
2.32 Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрист, 1996.
2.33 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. – М.: Инфра-М,1996.
2.34 Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
2.35 Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. // Финансы. - 1996. - №7. с.20.
2.36 Указ Президента РФ от 23.05.94г. № 1006 «О проведении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» // Российские вести. - 1994. - 22 сент. - с.4.
2.37 Хритинин В.Ф. Результативность контрольной работы повысилась. //Финансы. - 1997. - № 5. с.29-31.
2.38 Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. //Финансы. - 1995. - № 9. - с.17-21.
2.39 Щербинин А.Т. Еще один этап организации налогового контроля.//Финансы. -1996.- № 4. - с.21-25.
2.40 Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России от Петра I до Николая II. - М.: Международные отношения, 1994.
2.41 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Юнити,1997.
2.42 Экономическая история капиталистических стран / Под ред. В.Т.Чунтулова и В.Г. Сарычева. – М., Высшая школа, 1985.
2.43 Юткина Т. «Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением»//Аудитор. – 1998. - №1.