История создания игрушки
наименование:
История создания игрушки
тип работы: курсовые
количество страниц: 39
год написания: 2006
план (История создания игрушки):
1). Игрушка как средство развития личности ребёнка 5
2). История создания игрушки мишки 23
3). Мишка в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения 30
Практическая. Мишка в разных возрастных группах, как метод для воспитателей 32
Заключение 36
Список использованной литературы: 38
описание (История создания игрушки):
Прежде чем приступить к рассмотрению игрушки как средства развития личности ребёнка, необходимо обратиться к самой игре как виду деятельности.
Отъединение ребенка от взрослого к завершению раннего возраста формирует предпосылки для образования новой социальной ситуации развития. Ребенок начинает устанавливать отношения со взрослыми людьми. Ребенок начинает взаимодействовать с миром социальных отношений, существующих в мире взрослых.
В дошкольном возрасте - это мир взрослых людей. Д. Б. Эльконин считал, что дошкольный возраст обращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый предстаёт в обобщенной конфигурации, в качестве носитель общественных функций. Противоречием выступает то, что ребенок - член общества, за пределом общества он жить не может, главная его потребность - жить совместно с окружающими людьми, но это реализовать в современных условиях неосуществимо: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром [18, с. 148-150].
Существует огромный разрыв между действительным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует. По этой причине, единственная деятельность, позволяющая смоделировать эти отношения, влиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - сюжетно-ролевая игра.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет отношение к моделирующему типу деятельности, у которого техническая сторона минимальна, в которой предметы условны.
Тем не менее, игра предоставляет возможность направленности во внешнем мире; никакая другая деятельность дать этого не способна. Все другие виды деятельности ребенка дошкольного возраста, если опустить самообслуживание, имеют моделирующий характер.
Суть моделирования, полагал Д. Б. Эльконин, заключается в отображении объекта в другом, не естественном материале, в результате чего в объекте выделяются особенности, которые становятся предметом рассмотрения. Вследствие этого Д. Б. Эльконин именовал игру "гигантской кладовой - настоящей творческой мысли будущего человека" [18, с. 168 - 169].
Предметом данного вида деятельности является взрослый как носитель общественных функций, входящий в определенные взаимоотношения с другими людьми, употребляющий в своей предметно-практической деятельности установленные правила.
В своём развитии ребенок непрерывно "овладевает" взрослым человеком. Первоначально он овладевает им как орудием. Но это орудие различается от всех других орудий. В человеческих взаимоотношениях необходимо внутренне проживать всю систему своих поступков, всю систему следствий своих поступков. По этой причине необходимость вырабатывания внутреннего плана действий порождается из организации человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.
Игра - деятельность, в которой ребенок первоначально эмоционально, а потом интеллектуально овладевает всей системой человеческих отношений. Игра - своеобразная форма постижения реальности путем ее воссоздания, моделирования.
Д. Б. Эльконин считает, что игра - это историческое образование. Игра появляется лишь на определенных ступенях развития общества, когда ребенок не в состоянии приступить к участию в системе общественного труда, когда необходимо повременить, чтобы ребенок подрос. У ребенка есть направленность энергично входить в эту жизнь. На почве этой установки и возникает игра. Д. Б. Эльконин утверждает, что конфигурации игры ребенок берет из конфигураций присущего его обществу искусства. [15, с. 221-224].
Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры включает в себя:
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В игре ребенка отражаются все специальности, которые есть в окружающей реальности. Самое важное в ролевой игре то, что ребенок воссоздает функции взрослого человека.
Игровые операции – это операции, свободные от технической стороны, это действия со значениями, они имеют изобразительный характер
В игре совершается перенос значения одного предмета на другой, вследствие этого дети выбирают неоформленные объекты, за которыми не закреплено никакого действия.
Д. Б. Эльконин отмечает, что отвлечение от технической стороны предметных действий предоставляет возможность смоделировать систему взаимоотношений между людьми.
В игре необходим партнёр. Если нет партнёра, то действия теряют смысла. Смысл человеческих действий появляется из отношения к другому. На пути развития, действия все более схематизируются. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре совершается произведение на свет смыслов человеческих действий - это величайший гуманистический смысл игры [18, с. 238-239].
Также важно отметить такой элемент в структуре игры, как правила. В игре впервые завязывается новейшая форма наслаждения ребенка - радость от того, что он поступает так, как призывают правила. Это не просто удовлетворение желания, это направление развития произвольности, которая продолжается и в школьном возрасте.
Мы можем сказать, что игра - это деятельность по направленности в смыслах человеческой деятельности. По этой причине она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А В Запорожца, А П Усовой Д. Б. Эльконина, и др. изучены особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально-экономического развития.
Игра для ребенка является очень серьезным и ответственным занятием. В ней содержатся компоненты подготовки к будущим трудовым процессам, поэтому очень важно взрослым принимать в этом участие.
Игры могут быть повторными, что позволяет упражняться для закрепления представлений, умений, навыков ребенка, учится манипулировать с игрушкой.
В играх приложена позиция самоконтроля [9, с. 117-118].
Детская игра это:
Один из основных факторов развития ребенка;
Способ приобщения ребенка к миру культуры;
Щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
Способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
Способ мягкого корректирования поведения ребенка;
Деликатное диагностирование уровня развития разнообразных способностей ребенка;
Форма социально-психологического тренинга;
Способ психолого-педагогической помощи ребенку в разрешении реальных жизненных проблем;
Наиболее простой способ формирования дружеских отношений между детьми.
Д. Б. Эльконин считал, что в овладении предметными действиями большую роль играют игрушки.
Игрушка - это предмет, отображающий какой-либо предмет взрослого мира. Нет строгой логики их употребления, взрослый не навязывает ребенку метод действия с ними. Игрушки многофункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих особенностей игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря операции с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. Ребенок принимается сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и начинает называть себя именем взрослого.
Таким образом перенос операции содействует отъединению ребенка от взрослого, соотнесению себя с ним, отождествлению с ним. Социальная ситуация начинает распадаться. Роль взрослого в глазах ребенка возрастает. Взрослый начинает восприниматься ребенком как носитель эталонов человеческого действия.
В итоге перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сберегается контроль и оценка действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий.
Когда совершается разложение предметного действия и взрослый отъединяется от ребенка, ребенок в первый раз видит взрослого и его действия как эталоны. Ребенок поступает так, как взрослый.
Появляется общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.
Игрушка – это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для данного ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.
список литературы (История создания игрушки):
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1980.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. М., 1997.
3. Богославская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.
5. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, 2001.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М., 1983.
7. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения / Под ред. А.В. Запорожца и др. М., 1983.
8. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
9. Зик К. Ребенок и его мир. М., 1985.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
11. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М., 1988.
12. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М., 1983.
13. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М., 1982.
14. Новоселова С. Л. , Локуциевская Г. Г. Принципы построения системы игрушек. М., 1979.
15. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
16. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М., 1986.
17. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
18. Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1987.
19. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. М., 2002
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. М., 1997.
3. Богославская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.
5. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, 2001.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М., 1983.
7. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения / Под ред. А.В. Запорожца и др. М., 1983.
8. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
9. Зик К. Ребенок и его мир. М., 1985.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
11. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М., 1988.
12. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М., 1983.
13. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М., 1982.
14. Новоселова С. Л. , Локуциевская Г. Г. Принципы построения системы игрушек. М., 1979.
15. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
16. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М., 1986.
17. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
18. Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1987.
19. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. М., 2002