Особенности поведения и общения школьников
наименование:
Особенности поведения и общения школьников
тип работы: курсовые
количество страниц: 27
год написания: 2008
план (Особенности поведения и общения школьников):
1 Особенности поведения и общения младшего школьного возраста 9
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 9
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 12
2 Особенности поведения и общения старшего школьного возраста 15
2.1 Особенности общения старшеклассника 15
2.2 Особенности поведения старшего школьного возраста 20
Заключение 23
Глоссарий 25
Библиографический список 26
Приложения
описание (Особенности поведения и общения школьников):
С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выявить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и в конечном счете образа «Я».
По мнению М. И. Лисиной , потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяца. От рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления, в дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:
развитие мотивов общения;
развитие средств общения;
совершенствование форм общения.
Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов потребностей. В онтогенезе от первых месяцев жизни до окончания школы один за другим возникает следующие виды мотивов, на основе которых выделяются разновидности общения: органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные и профессиональные.
Органические мотивы – это потребности организма, для постоянного удовлетворения которых необходимо общение младенца со взрослыми людьми. Познавательные мотивы – предполагают общение ради познания, удовлетворения любопытства. Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетания потребности в познании и движении, а позднее – в конструировании. Игра становится источником не только этих, но еще одной группой мотивов – деловых. М. И. Лисина считает, что деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых.
Три названые группы мотивов доминируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда появляются способность и потребность в самопознании и самосовершенствовании. Это обычно связано с началом подросткового возраста. Когда старшие школьники задумываются над своей будущей профессией, у них появляется последняя группа мотивов общения, встречающихся в детстве, - профессиональные.
Развитие мотивационной сферы общения в течении детства, добавление к прежде действовавшим мотивам новых ведет дифференциации видов общения и расширяет возможности для воспитания личности.
Наряду с развитием видов общения в онтогенезе идет процесс совершенствования средств общения. Считается, что у детей имеются три основные вида средств общения:
экспрессивно-эмоциональные,
предметно-действенные,
речевые.
На протяжении первых 7 лет жизни возникают, дополняя друг друга, 4 основные формы общения:
ситуативно-личностная (первое полугодие жизни),
ситуативно-деловая (от 6 месяцев до 2 лет),
внеситуативно - познавательная (от 3 до 5 лет),
и внеситуативно - личностная (от 5 до 7 лет).
Содержанием общения, которая служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеал, цели и смысл жизни. Меры их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Структура общения состоит из трех сторон:
коммуникативной,
интерактивной,
перцептивной. (приложение 1)
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
список литературы (Особенности поведения и общения школьников):
1. Андреева Г. М., Яноумек Л. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности.- М., 2000.
2. Буткин Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. – М., 2003
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского.- М., 2001
4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. - М., 2002
5. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Т 4. – М., 2004
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000
7. Коломинский Я. Л. Проблемы личностных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск, 2000
8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2002
9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 2003
10. Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 2003
11. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии.- М., 2002
12. Лисина Н.И. Общение со взрослыми у детей первых лет жизни. – М., 2002
13. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Общение и социальная регуляция поведения индивида. - М., 2004
14. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. - М., 2002
15. Педагогическая психология /под ред. Н. В. Клюевой. - М.,2003
16. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М., 1998г.
17. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 2002
18. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 2003
19. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб., 2000
2. Буткин Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. – М., 2003
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского.- М., 2001
4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. - М., 2002
5. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Т 4. – М., 2004
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000
7. Коломинский Я. Л. Проблемы личностных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск, 2000
8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2002
9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 2003
10. Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 2003
11. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии.- М., 2002
12. Лисина Н.И. Общение со взрослыми у детей первых лет жизни. – М., 2002
13. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Общение и социальная регуляция поведения индивида. - М., 2004
14. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. - М., 2002
15. Педагогическая психология /под ред. Н. В. Клюевой. - М.,2003
16. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М., 1998г.
17. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 2002
18. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 2003
19. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб., 2000